Без «блицкрига» и перспектив. Колонка Евгения Магды

Читати українською
Евгений Магдакандидат политических наук

Акция «За большую политическую реформу», не достигшая своих целей, но продолжающаяся в виде палаточного лагеря у стен Верховной Рады, 17 ноября отпраздновала первый юбилей. Поэтому можно подвести и ее первые итоги – неутишительные для организаторов.

Ход протеста, который готовился в течение нескольких месяцев, позволяет утверждать, что лозунги, поднятые на флаги акции (отмена депутатской неприкосновенности, переход к открытым партийным спискам, создание антикоррупционного суда) не слишком задели украинцев. Хотя организаторы действовали по классической схеме «Картофель выкопали – можно протестировать», массовой поддержки акция не получила. На пике ее активности у парламента было не более 5 тысяч человек. Призывы «Киев, вставай!» и обещания организовать «марш миллионов» выглядят намерениями сохранить хорошую мину при плохой игре.

Стоит признать, что власть сумела переиграть оппонентов. Как мерами безопасности, которые, может быть, выглядели чрезмерными, но сделали невозможными провокации, так и готовностью президента оперативно внести собственный законопроект об ограничении депутатской неприкосновенности (на самом деле, речь в обоих случаях идет об ограничениях, а не полной отмене депутатского иммунитета). (Интересно, что тезис о конфликте Порошенко и Авакова разгонялся в медиа очень активно, как будто совещание главы государства с руководителями правоохранительных органов было открыто для прессы). И – что стало более неожиданным – принятием в первом чтении Избирательного кодекса. Процесс подготовки ко второму чтению может быть достаточно длительным, но прошедшее голосование лишает смысла (по крайней мере временно) другие попытки урегулировать этот вопрос.

К вопросу об антикоррупционном суде можем вернуться чуть ниже, а пока отметим, что активная фаза акции завершилась вечером 19 октября, после направления в Конституционный суд законопроектов об ограничении депутатской неприкосновенности. Организаторы акции и до того не отличались наличием единого организационного центра, что создало для них существенную проблему, как и участие представителей разных «весовых» категорий – партий, общественных движений, НПО, отдельных политиков. Им не хватало единого центра принятия решений и координации действий, и это было заметно.

Антигрузинская кампания: как будет играть на нервах АП и чего добьется СаакашвилиСБУ выдворила из Украины 8 граждан Грузии, а Саакашвили связал депортацию со своей персоной. Действительно ли соратники Саакашвили расплачиваются за деяния политика, разбирались эксперты.

Показательной выглядит позиция Юлии Тимошенко, которая не стала поддерживать акцию более чем символически. Политическая интуиция лидера «Батькивщины» и на этот раз ее не подвела, и она воздержалась от активных действий, сосредоточившись на промотировании победы своей партии на выборах в ОТГ 29 октября и безжалостной критике действующей власти. Это для Юлии Владимировны выглядит более перспективной задачей, чем участие в авантюрах без четко определенных целей и задач. Она слишком опытный политик, чтобы сделать подобную ошибку.

Михеилу Саакашвили опыта не занимать, но по возвращению в Украину с нарушением норм закона пространство для его маневров существенно сократилось. Лидер «Руха новых сил» выглядит несколько абсурдно: человек без гражданства (если верить справке от Государственной миграционной службы, которую распространил Саакашвили в своем Facebook) борется против власти, у которой просит политического убежища. Пикантности добавляет и тот факт, что возможность пребывания в Украине известного политика упомянутым документом ограничивается 1 декабря текущего года, а его обещания «народного импичмента» или «марша миллионов» не находят практической поддержки. За время проведения акции от декларирования собственного статуса как «играющего тренера» Михеил Николозович дошел до готовности возглавить правительство. Он пытается «на классе» доказать собственную правоту, но ему не хватает не столько средств или харизмы, сколько реальной связи с людьми. Показательная депортация нескольких сторонников Саакашвили в Грузию, задержание на границе с фальшивыми документами Мегиса Кардави, одного из приближенных к Саакашвили во время его президентства, свидетельствуют о том, что власть решила не переборщить с либерализмом.

Госдеп высказался о выдворении соратников Саакашвили из УкраиныГосударственный департамент США проинформирован о том, что из Украины выдворили граждан Грузии.

Не менее или даже более показательной выглядит позиция Андрея Садового, который поддержал акцию «За большую политическую реформу», но сделал это лишь на день. Даже представители первой пятерки партии «Самопомич» Егор Соболев и Семен Семенченко позиционируют себя во время протестной активности как лидеры движения «Освобождение», о котором раньше не было слышно. Представители «гражданского корпуса батальона «Донбасс» стали «гвардией палаточного городка», но добиться нужной массовости ни они, ни их руководители не сумели. Инициатива по блокированию производственных и логистических мощностей корпорации Roshen отклика в сердцах украинцев не нашла, как и призывы не покупать «президентские» конфеты прямо в магазинах. Власть отвечает на это задержаниями «донбассовцев», которым инкриминируют уголовные правонарушения.

Инициаторы акции не только расслоились на старте по разной степени радикальности, но и нарушили правило акций в формате «окупай»: «Если ставишь палатки, подумай, как ты их будешь снимать». В результате палаточный городок у стен Верховной Рады больше раздражает столичных автомобилистов, чем выглядит символом непримиримости протеста и точкой консолидации различных представителей оппозиции.

Впрочем, часть оппозиционеров, обладающих депутатскими мандатами, поддержали НАБУ в его противостоянии с НАЗК, которое выглядит самым серьезным покушением на борьбу с коррупцией последних нескольких лет. Отношения антикоррупционных органов в формате лягушки и гадюки ни в коей мере не делают борьбу с коррупцией более успешной. А скорее наоборот – подрывают доверие к этому процессу среди рядовых граждан. Ко всему прочему парламентарии не могут расчистить дорогу для президентского законопроекта об антикоррупционном суде, из-за чего ситуация начинает напоминать дешевую оперетту.

Напомню, что за время, прошедшее с начала акции у стен парламента, в результате покушения погибла Амина Окуева, а взрывом бомбы был ранен парламентарий Игорь Мосийчук. И протест в центре Киева постепенно отошел на второй план, и это тоже следствие непрофессиональных действий его организаторов. Власть в итоге получила стратегически важную для нее передышку до весны, когда могут стать ощутимыми последствия повышения пенсий. А оппозиция – немало поводов для размышлений об эффективности собственных действий и форматов возможной консолидации. Но предметно и всерьез собственные наработки и те, и другие смогут продемонстрировать весной 2018 года.

Евгений Магда, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: