Еще полгода может понадобиться Министерству инфраструктуры для того, чтобы завершить процесс корпоратизации украинского железнодорожного монополиста – «Укрзализныци». «Слово и Дело» решило разобраться, какие изменения произойдут в транспортном госпредприятии.
«Укрзализныця» корпоратизируется
Хотя в обществе и ходили слухи, что реформа «УЗ» на самом деле означает приватизацию предприятия, в Мининфраструктуры подобные сплетни не подтвердили. «Вопрос о приватизации «Укрзализныци» не стоял, не стоит, и не будет стоять вообще. О приватизации ни в министерстве, ни на уровне Кабинета министров никто не говорил, и это законодательно запрещено», – заявил министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.
На самом же деле железнодорожную компанию ожидает не приватизация, а корпоратизация. Путем слияния «Укрзализныци», шести железных дорог и других предприятий ж/д транспорта предлагается создать публичную акционерную компанию со стопроцентным государственным капиталом без права отчуждения. Это означает, что не будет больше региональных княжеств, не будет королевств, будет одна-единственная публичная акционерная компания «Укрзализныця», – подытожил чиновник.
В общем-то, идея с корпоратизацией отнюдь не нова. Законодательная база для подобных изменений была заложена еще в феврале 2012 года. Именно тогда в парламенте приняли закон «Об акционировании «Укрзализныци». И хотя, согласно документу, реформа должна была состояться еще в 2012 году, ее исполнение «зависло» до июня 2014 года, когда Кабмин одобрил постановление об образовании публичного акционерного общества «Украинская железная дорога» на базе «Укрзализныци» до начала 2015 года. Но и тогда старт реформы не состоялся – «УЗ» разбиралась с Антимонопольным комитетом Украины.
Процесс корпоратизации «Укрзализныци» должен завершится уже к концу 2015 года. Сама же реформа железнодорожного транспорта - не такой быстрый процесс, как кажется. «Еще нужно принять новый закон о железнодорожном транспорте, новый закон о НКРТ (Нацкомиссия регулирования транспорта – Ред.) и после этого изменить около 50 подзаконных актов. Процесс реформирования будет длиться несколько лет. В других странах Центральной и Восточной Европы такие реформы шли пять-семь лет», – сообщил министр.
В целом же, в форме акционерного общества функционируют железные дороги России (РЖД), Германии (Deutsche Bahn AG), Польши (Polskie Koleje Panstwowe S.A.) и других стран.
Социальный заказ на пассажирские перевозки
Но создание ПАО на базе «УЗ» – еще не все, что ждет госпредприятие. Среди прочего, в Мининфраструктуры подумывают о допуске частной тяги на рынок. Впрочем, это станет возможным только после 2-летнего переходного периода, который должен пройти после вступления в силу нового Закона «О железнодорожном транспорте». В Министерстве объяснили, что допуск частной тяги не означает отдать локомотивы и вагоны в приватизацию. То есть, частные компании получат возможность покупать новый подвижной состав и его эксплуатировать. Благодаря этому подвижной состав будет обновляться. По словам Пивоварского, изменения к лучшему украинцы увидят уже через пару лет, когда будут иметь возможность путешествовать в новых комфортных условиях.
Также неоднократно поднималась тема о том, что «Укрзализныця» перестанет дотировать пассажирские перевозки из своих закромов, поскольку они являются убыточными. В Министерстве успокаивают: реформой предусмотрено введение социального заказа на такие перевозки. Проще говоря, расходы на перевозку льготных категорий населения будут разделены между государством и местными властями, которые после децентрализации будут иметь больше средств в своем бюджете. При этом, как утверждают чиновники, социальный заказ не означает автоматического изменения стоимости билетов.
Пивоварский заявил, что в результате реформ «Укрзализныци» через 6 месяцев украинцы ощутят существенное улучшение в предоставлении услуг. Речь идет, как минимум, о чистом постельном белье, которое «арендуют» пассажиры. Мининфраструктуры планирует выделить больше средств на вагонное и локомотивное хозяйства. Еще одной услугой «УЗ» станет бесплатный Wi-Fi в поездах дальнего и пригородного сообщения. Соответствующее поручение уже дали руководству железнодорожного госпредприятия.
Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»