Пол-экономики в тени. Кто виноват и что делать?

Читати українською
В Минэкономразвития сообщают, что в первом квартале уровень теневой экономики вырос до 47% ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, решать эту проблему в правительстве не спешат.

Около половины всей экономики Украины находится в тени. По сообщению Министерства экономического развития, в первом квартале 2015 года уровень теневой экономики в Украине вырос на 5% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года – до 47% официального ВВП. Рост теневого сектора Украина наблюдается уже не первый год. С 2013 года объемы «серого» рынка начали расти, сначала до 35%, а в 2014 году – до 41%. «Слово и Дело» решило разобраться, почему все больше субъектов экономической деятельности уходит в тень.

Фискалы и бюрократы

В МЭРТе утверждают, одной из причин увеличения теневой экономики является потеря веры в улучшение экономической и политической ситуации. Это и побуждало «субъектов экономической деятельности активно использовать схемы сокрытия части доходов, в том числе такие, как убыточность и неплатежи в экономике». Среди других причин чиновники отмечают ценовой и девальвационный шок, эскалацию военного конфликта на востоке страны и внешние негативные процессы, например, ухудшение отношений с Российской Федерацией.

Но эксперты говорят о других причинах. Прежде всего, высокая фискальная нагрузка и бюрократия. «То, что теневая экономика выросла до 47% ВВП – последствие того, что бюрократический и налоговый пресс усилился. Доля ВВП, которая перераспределяется через бюджеты других специализированных фондов, увеличилась. Если увеличивается налоговая база – растет теневая экономика, и поэтому тенденция такая, как сейчас. Сейчас у правительства в основном три способа, точнее три источника наполнения Бюджета: девальвация, инфляция, которая оборачивается для людей и бизнеса катастрофой, и кредиты», – рассказал в комментарии «Слову и Делу» Александр Савченко.

Личный выбор

Но есть и третья, скрытая причина увеличения доли тени – личной выбор каждого гражданина. И именно здесь и возникает порочный круг: рост теневой экономики приводит к снижению государственных доходов, в связи с чем государство повышает налоговые ставки, что заставляет еще больше уходить в тень, чтобы не отдавать часть и без того невысоких доходов. Работает этот принцип и для бизнеса, и для физических лиц.

К примеру, в Украине уровень налогообложения заработных плат составляет почти 55%. Этот показатель существенно выше, чем в странах «экономического сотрудничества» ОЭСР (Organisation for Economic Co-operation and Development). Около 40% в уплате этих налогов ложится на плечи работодателя в виде уплаты Единого социального взноса. Для сравнения, в странах ОЭСР этот показатель около 23%. При этом, работник тоже платит ЕСВ (3,6%), НДФЛ (15/20%) и военный налог (1,5%). Что лишает его еще 20% (25%) зарплаты. Фактически, высокие ставки налогов банально лишают желания официально работать всех – и предпринимателей, и сотрудников.

В нежелании работать официально есть и другой фактор – недоверие устаревшей солидарной пенсионной системе среди более молодого поколения. Украинцы просто перестают верить и рассчитывать на свою пенсию.

Все это и приводит Украину на 140 место среди 151 стран в рейтинге по объему легальной экономики. Для сравнения, Польша в этом рейтинге на 53 месте, Германия – на 18, Болгария – на 92, Боливия – на 151, а Швейцария – на первом.

Снижать налоги или ужесточать меры?

«Теневая экономика, по нашему мнению, как минимум каждый месяц забирала из Бюджета порядка 3 млрд гривен... Этого больше не должно быть», – заявил председатель Государственной фискальной службы Роман Насиров.

При этом, изменить ситуацию в правительстве не спешат. Еще в конце прошлого века американский экономист Дениэл Кауфманн открыл закономерность: чем больше коррупция и слабее суд, тем выше объем теневой экономики, к которой приводит высокое налогообложение и регуляция. То есть снижение налоговых ставок, активная дальнейшая работа по дерегуляции бизнеса и борьба с коррупцией могут вывести существенное количество субъектов экономической деятельности в официальную плоскость.

Но на данный момент мы видим обратное. Уже в этом году чиновники планировали вывести из тени более 11 млрд гривен, увеличив базу для налогообложения, и отчисления в Пенсионный фонд. Но эксперимент с применением понижающего коэффициента к ставке ЕСВ результата не дал.

Сейчас же в Пенсионном фонде разработали новые условия уплаты ЕСВ. В ведомстве создали законопроект, предусматривающий начисление социального взноса на среднюю индикативную зарплату, размер которой будет зависеть от должности наемного работника. Например, для рядовых сотрудников коэффициент начисления на индикативную зарплату составляет 2, для главбухов – 3, для директоров предприятий – 5. То есть ЕСВ придется платить не с реальной, а виртуальной зарплаты по рынку, которая может быть значительно ниже той, которую получает работник на самом деле.

Больше повезло вопросу дерегуляции бизнеса. Министр Айварас Абромавичус продолжил дело экс-министра Павла Шереметы и выполнил некоторые обещания на этом поприще. Так, главе МЭРТа удалось разработать ряд законопроектов по сокращению количества контролирующих органов, и принять дерегуляторный план. Но это – капля в море, и многие необходимые инициативы до сих пор ждут исполнения. Например, упрощение процедуры выдачи документов для экспорта/импорта, отмена 177 лицензий и пр.

В общем, кажется, что менять ситуацию с теневой экономикой украинские чиновники не спешат. Но все же хочется верить, что в правительстве воспользуются проверенными мерами пресечения «серого сектора» – больше свободы, меньше налогов и бюрократии.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело».

***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...
Загрузка...