Падение экономики Украины: с чем связано и когда возобновится рост?

Читати українською
Госстат Украины сообщил: за три месяца экономика Украины упала еще на 17,6%. «Слово и Дело» попыталось разобраться, что ждет экономику страны в 2015 году и когда стоит ожидать роста.
business.ua

Государственная служба статистики сообщает неутешительные результаты: за три месяца экономика Украины упала еще на 17,6%. Даже если сравнивать эту цифру с аналогичным периодом 2014 года – ситуация только ухудшилась. Что ждет экономику страны в 2015 году и когда стоит ожидать роста, разобралось «Слово и Дело».

Так, за период января-марта 2015 года падение ВВП по сравнению с последним кварталом 2014 года увеличилось на 6,5%. В то же время Госстат зафиксировал в 2014 году существенный рост дефлятора ВВП – показателя изменения реальных цен на товары и услуги – на целых 14,8%. Но и это еще далеко не самый пессимистический сценарий развития событий.

Три сценария Кабмина

Еще в феврале в правительстве Яценюка решили очертить три возможных вектора развития украинской экономики: от самого пессимистического до оптимистического. Согласно самому оптимистическому сценарию, в 2015 году Украину ждет падение экономики на 5,5% с постепенным выравниванием в последующие годы. В то время, как пессимистический сценарий больше походит на реалии официальной статистики – 11,9% при инфляции в 42,8%. В абсолютных цифрах номинальный ВВП прогнозируется от 1,85 трлн грн до 1,79 трлн грн.

Оптимистического сценария правительству удастся добиться только при условии полного выполнения программы деятельности правительства, стратегии «Украина-2020» и коалиционного соглашения. И хотя все документы утрясены между министерствами и структурами, а на страницах программ расписаны функциональные обязанности и ответственность поименно, постоянно возникает вопрос: кто виноват в том, что ничего до сих пор не сделано? Ведь результатом выполнения плана должна стать стабилизация экономики, децентрализация, дерегуляция и борьба с коррупцией, которая включает в себя такие наболевшие вопросы, как прозрачная система госзакупок и управление госсобственностью.

Эксперты не верят

Международный валютный фонд предпочитает верить в лучший вариант развития событий (5,5% падение экономики, 26,7% – инфляция). А вот украинские эксперты с оценками МВФ согласиться не готовы.

В экспертном сообществе говорят о более глубоком падении ВВП – в районе 7-9%, что соответствует нейтральному сценарию Кабинета министров. Причины называют разные – от войны на востоке страны до недоверия банковскому сектору.

«Официальный прогноз, который мы выставили – это падение на 8%. Основные проблемы ВВП будут состоять в том, что потребление домохозяйств будет продолжать снижение. Это будет вызвано несколькими причинами. Первая причина заключается в достаточно высоком уровне инфляции. Я бы ожидал инфляцию по результатам этого года около 50%, возможно, 50% плюс», – заявляет исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Он отмечает, что снижение потребление будет связано с «нестабильными и турбулентными временами», которые заставляют население экономить и делать сбережения. Правда, из-за тотального недоверия украинцев к банковскому сектору в сектор реальной экономики эти деньги не попадут.

Старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь видит причины «проседания» ВВП и в другом. По его мнению, основной причиной снижения выпуска продукции является сокращение потребления вследствие понижения экономической активности, которое началось еще во втором полугодии 2012 года, а также разрыва экономических отношений и уменьшения инвестиций.

В Институте экономических исследований и политических консультаций прогнозируют еще большее падение ВВП – до 9%. Однако в 50% инфляцию здесь вовсе не верят. «Пока сложно сказать, что мы в результате увидим. До этого у нас был прогноз порядка 40% на декабрь 2015 года к декабрю 2014 года», – говорит Виталий Кравчук.

Вопрос ребром

В целом же, роста экономики эксперты ожидают не раньше 2016-2017 годов. Но для этого нужно провести реальную дерегуляцию, демонополизацию и децентрализацию власти.

«Дерегуляция – это ликвидация лишних регуляторных органов. В коалиционном соглашении правящей коалиции не предусмотрена ликвидация ни одного органа, только их переименование. Зато предусмотрено создание 10 новых регуляторных органов. С Министерством информационной политики – их 11. Это дополнительные бюджетные расходы, неуместные в условиях войны. Сейчас децентрализация – информационный повод номер 2 после войны. Да какая разница, под какой вывеской мэрия или исполком без денег? Суть децентрализации – только в децентрализации налогов, ничего другого… В 2013 году в центральный бюджет направлялось 80% налоговых поступлений. На текущий год в центральный бюджет страны должно поступить уже 82% налогов. По факту продолжается централизация. Надо разделять информационный шум и фактаж. Сейчас идет просто смена вывесок», – резонно подмечает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

Что ж, пока политики переживают за свои рейтинги к следующим выборам, дела точно не будет. Ведь для кардинального разворота украинской экономики и прекращения кризиса нужно одно – радикальные реформы, иногда даже с самым непопулярным содержимым. Пойдет ли Яценюк на «политическое самоубийство» ради экономического процветания страны? Кажется, этот вопрос не требует ответа.

Анастасия Соснова, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: