Обещание политика
- Президент Украины
- Председатель Совета национальной безопасности и обороны Украины
Зеленский пообещал, что будет вести «очень мощную информационную войну» для прекращения боевых действий на Донбассе
Источник
Результат
(!) В связи с имеющимися в прямой речи оценочными суждениями, публикация перенесена в раздел «архив».
Напомним, что 10 октября 2019 года президент Зеленский в ответ на вопрос «Слово и дело» о сроках и ответственных за обещанное ведение «информационной войны» для прекращения боевых действий на Донбассе, сообщил: «Информационная война, сейчас главный человек в этом вопросе Кирилл Тимошенко, он работает по поводу информационной политики в Офисе президента Украины. Мы занимаемся этим вопросом. Но если мы с вами говорим об информационной войне, было бы очень странно, если бы я вам сейчас ответил, что да, смотрите наши шаги, вот так мы их победим в информационной войне. То есть у нас есть действительно шаги, которые мы делаем в этом направлении это так и есть. Результат информационной войны, есть возможность людей живущих на временно оккупированных территориях получать реально информацию из украинских СМИ в реальном состоянии, как она есть, какова реальная жизнь в Украине. Глушат все. Мы работаем в этом направлении». Дальше последовал ответ на вопрос об экономическом паспорте.
По состоянию на январь-февраль 2022 года (по сути, по состоянию на середину каденции президента Зеленского), например:
– в сферу ответственности Кирилла Тимошенко уже добавились региональная политика, специальные проекты президента и программа «Большое строительство». Так, например, он просит врачей со всей страны писать ему в личные сообщения, если они не получили обещанного повышения заработных плат;
– действительно созданы инструменты для ведения «информационной войны»: альтернативным инструментом коммуникации с населением временно оккупированных территорий и прилегающих к ним регионов является телеканал «ДОМ»; создан и функционирует Центр противодействия дезинформации – обеспечивает противодействие как имеющимся, так и прогнозируемым угрозам нацбезопасности и национальным интересам в информационной сфере, выявляет и противодействует дезинформации, пропаганде, деструктивным информационным воздействиям и кампаниям, а также предотвращает попытки манипулирования общественным мнением; началось вещание с новой телебашни вблизи Попасной – радиус распространения телевизионного сигнала с нее составляет 50 км. Радиосигнал полностью покрывает временно оккупированную часть области и достигает границы с РФ;
– введено в действие и начата реализация Стратегии информационной безопасности. Целью стратегии является усиление возможностей обеспечения информационной безопасности государства, его информационного пространства, поддержки информационными средствами и мерами социальной и политической стабильности, обороны государства, защиты государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, демократического конституционного строя, обеспечения прав и свобод каждого гражданина;
– введены санкции в отношении отдельных телеканалов и других информационных ресурсов.
Учитывая это, можно считать, что информационная война для прекращения боевых действий на Донбассе ведется. Но есть ли она, как было обещано, «очень мощной»? Соразмерно ли противодействие Украины информационным атакам? Все познается в сравнении, особенно в кризисные моменты. Для начала, пользуясь теоретическими выводами Женевского центра демократического контроля вооруженных сил (DCAF) (см. источник № 5), следует объяснить, что весомую роль в информационной войне играет внешняя разведка. Направление информационной войны на уровне разведки заключается в обеспечении первенства, если не доминирования, в информационных войнах, защите от электронных атак, защите компьютерных сетей, ведении разведки потенциальных информационных угроз из внешнего пространства.
Относительно электронных атак и защиты компьютерных сетей. Правительственные эксперты: доказывают, что хакерская атака на украинские правительственные сайты ночью 14 января 2022 года осуществлялась с РФ; разъясняют, что РФ вбрасывает в кибервойну значимые ресурсы и даже удачно атаковала США и взламывала ящики политиков. Поэтому никто не может гарантировать 100%-ную защиту подключенной к сети информации. Очевидно, что 100% не гарантируют этого и в Украине, поэтому в этом направлении информационной войны, конечно, с позиции защиты Украина проигрывает.
Относительно обеспечения первенства или доминирования в информационных войнах:
– с начала 2021 года наблюдается рост эскалации на Донбассе. В конце марта 2021 года президент Зеленский пообещал безотлагательно провести разговоры со всеми лидерами «N4». В отличие от других лидеров, в 2021 году РФ отказалась от предложения Киева провести переговоры на уровне президентов (см. источник №11);
– по состоянию на конец 2021 года начало 2022 года РФ продолжала стягивать войска к границам Украины. Несмотря на умиротворяющие заявления украинских властей о том, что угрозы полномасштабного наступления России нет, на Западе ее расценивают как «совершенно вероятную» и говорят, что РФ готова напасть на Украину буквально «завтра». На основе прогнозов аналитиков и слитых данных разведок западные СМИ составляют возможные сценарии этого вторжения и войны. Более подробно о них – в материале «Слово и дело» (см. источник № 7);
– в это же время Украину посещали лидеры ведущих государств (США, Великобритания, Франция, Турция, другие). Один за другим прибывали и самолеты с оборонительным вооружением. Вместе со словами поддержки лидерами объявляются и «мрачные» данные разведки. К примеру, британский премьер Джонсон объявил, что Россия готовит молниеносное нападение на Киев;
– от властей Беларуси, разрешивших направление войск РФ на свою территорию, раздаются заявления о небоеспособности ВСУ. Лидеры западных государств обсуждают с РФ вопросы «не расширения» НАТО. Китай фактически поддержал ультиматум РФ к НАТО, озвученный в декабре прошлого года: Кремль тогда требовал гарантий, чтобы в Альянс не принимали страны бывшего СССР, включая Украину и Грузию.
В таких обстоятельствах «информационную войну», которую проводит Украина для прекращения боевых действий на Донбассе, трудно назвать «очень мощной». А «успокаивающие заявления украинской власти» не соразмерны заявлениям лидеров ведущих государств на основе данных разведки. Если на региональном уровне есть достижения, то в национальном измерении наоборот: наряду с вопросом, – «Когда завершится война на Донбассе?», – приобрел особую актуальность другой вопрос, – «Будет ли полномасштабное наступление России?».
(!) В связи с имеющимися в прямой речи оценочными суждениями, публикация перенесена в раздел «архив».