«Теневое правительство»: игра вне закона

Читати українською

Оппозиционный вектор - пока самая удачная медийная позиция для дальнейшей политической деятельности для любой партии. Критиковать действия правительства вдогонку принятым решением – едва ли не самая распространенная «оппозиционная деятельность» на протяжении всех лет существования независимой Украины. Тем не менее, право на оппозицию, как элемент конкурентной борьбы, является одним из признаков демократического общества. Впрочем, в нынешних обстоятельствах - и власть, и все возможные вариации оппозиции - обречены в своей несостоятельности в реализации качественных изменений в обществе.

После досрочных парламентских выборов 2014 года, фактически единственной политической силой, которая публично объявила себя оппозиционной к действующей правящей коалиции 5 парламентский фракций - стал «Оппозиционный блок». Имея фракцию численностью всего в 40 народных депутатов и минимальное представительство в руководстве парламентских комитетов, эта политическая сила вряд ли может претендовать на масштабную оппозиционную деятельность. Собрав в своей фракции представителей бывшей «регионалов», «Оппозиционный блок» намерен использовать единственное имеющееся у них оружие - медийный резонанс.

Именно с этой целью наиболее узнаваемые представители этой парламентской фракции объявили о создании так называемого «оппозиционного правительства», или, по традиции демократических обществ, более известного как «теневое правительство». Премьер-министром «оппозиционного правительства» стал народный депутат фракции «Оппозиционный блок» Борис Колесников, вице-премьером по промышленной политике и по восстановлению Донбасса - его соратник Александр Вилкул, вице-премьером по социальной политике и пенсионной реформы народный депутат Наталия Королевская, «силовым» вице-премьером стал нардеп Вадим Рабинович, вице-премьер-министром по реформе местного самоуправления - Михаил Добкин, нардеп Михаил Папиев- министром социального обеспечения, а Евгений Мураев - министром экономического развития и торговли. Остальные позиции в «теневом правительстве» распределили между политиками, общественными деятелями и журналистами, которые в нынешний созыв Верховной Рады не попали, но были кандидатами в списках «Оппозиционного блока», или просто соратниками из ближайшего окружения бывших «регионалов». Так, Константин Грищенко стал министром иностранных дел, а Константин Стогний - министром внутренних дел и чрезвычайных ситуаций.

В «оппозиционном правительстве» уже пообещали разработать конкретные программы по развитию и модернизации отраслей украинской промышленности, а также создать качественную законодательную базу, которая сможет стать альтернативой реформам действующей власти. «Первый приоритет - это подготовка законодательных актов на заседании правительства, которые наша фракция будет вносить», - пообещал глава парламентской фракции «Оппозиционный блок» Юрий Бойко.

Впрочем, громкие заявления и игра на публику нынешних руководителей «Оппозиционного блока» - не что иное, как подготовка к будущим местным выборам. Ведь никаких юридических оснований для создания так называемого «теневого правительства» у нынешней самопровозглашенной оппозиции - нет. А виноваты в этом - сами бывшие «регионалы», которые сегодня и составляют костяк «оппозиционного правительства».

Дело в том, что до 2010 года деятельность парламентской оппозиции и «теневого правительства» была определены в Законе Украины «О Регламенте Верховной Рады». В частности, об этом шла речь в статьях 68-72. Так, именно в ст. 72 определялись права и обязанности так называемого «оппозиционного правительства»: «каждый субъект оппозиционной деятельности после формирования Верховной Радой персонального состава Кабинета Министров может создать оппозиционное правительство из числа народных депутатов - членов парламентской оппозиции». Членами такого образования могли стать только народные депутаты, которые «готовят альтернативные предложения по Программе деятельности Кабинета Министров, актам Кабинета Министров и обнародуют их в парламентских средствах массовой информации и на официальном веб-сайте Верховной Рады».

Однако, после избрания в 2010 году президентом Украины Виктора Януковича, нардепы от провластной фракции Партии регионов внесли законодательные инициативы, согласно которым в парламенте официально могли существовать сразу несколько оппозиций. А вскоре, в августе 2010 года, Конституционный суд вынес решение об отмене так называемой «политической реформы», согласно которому главы 12 и 13( по формированию коалиции и оппозиции в парламенте) вообще были изъяты из закона «О Регламенте Верховной Рады».

В конечном счете, предыдущая деятельность бывших «регионалов» ударила по ним бумерангом. Побочным подтверждением отсутствия юридической базы для деятельности «оппозиционного правительства» является то, что его участниками стали лица без статуса народных депутатов.

Не стоит питать иллюзий касательно желания что-либо изменить и в отношении представителей нынешней власти и пропрезидентской фракции в парламенте. За год своей деятельности, ни Президент, ни народные депутаты из его крупнейшей в парламенте фракции Блока Петра Порошенко не предложили хотя бы отдельным законопроектом легализовать такой демократический институт, как парламентская оппозиция. Интересным фактом является и то, что в прошлогодней предвыборной программе Петра Порошенкона должность Президента Украины система народного контроля «Слово и дело» четко зафиксировала обещаниео том, что он обязуется «в первую очередь внести в Верховную Раду законопроект о парламентской оппозиции». Очевидно, в планах Президента - учесть данный вопрос во время проведения так называемой конституционной реформы. Однако до ее проведения права и возможности парламентской оппозиции остаются юридически нерегламентированными.

Правда, единственным пока народным депутатом из фракции БПП, который в конце прошлого года выступил с предложением хоть как-то легализировать деятельность оппозиции стала Наталья Агафонова. «Нужно четко разграничить, что у нас есть коалиция, есть парламентское большинство, есть коалиционное соглашение. Вопрос возникает в том, кто является оппозицией, а для этого нужен закон. Пока нигде в законе понятие «оппозиция» не определено», - заявила нардепв эфире одного из телеканалов.

Правда, декларируя будущие изменения в Конституцию, в команде Президента активно обсуждают и формат создания самой коалиции. В частности, в новом варианте Основного закона, Президент предлагает, чтобы коалиционное большинство формировалось не из фракций, как в нынешней редакции Конституции, а за счет индивидуального членства в коалиции. Скорее всего, в пропрезидентской команде на будущее готовят почву для более удобного формата работы в парламенте, основой которого могут стать персональные договоренности с действующим Президентом.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело».


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: