За последний год своего двойного премьерства Арсений Яценюк легко трансформировался из «камикадзе» в «реформатора». Первый постреволюционный состав Кабмина опирался еще на старую Верховную Раду 7-го созыва и больше напоминал «спасательный круг» в сверхсложной экономической и политической ситуации, в которой находилась Украина. Следующий Кабинет министров Арсений Яценюк возглавил уже как лидер своего нового партийного проекта «Народный фронт», который по результатам парламентских выборов с незначительным отрывом занял второе место после пропрезидентской партии «Блок Петра Порошенко».
Вскоре после создания в новой Верховной Раде коалиции «Европейская Украина», господин Яценюк второй раз за год получил возможность начать реформирование страны во главе нового правительства. Действовать новый Кабмин в 2015-2016 гг. будет не наугад, а cогласно целям, поставленным в конкретном документе, за который 11 декабря проголосовали 269 народных депутатов – программе действий правительства. Документ предусматривает 19 основных задач, среди которых: принятие и выполнение госпрограммы развития ВСУ до 2020 года, увеличение расходов на оборону до 5% ВВП, отказ от внеблокового статуса, строительство и обустройство границы между Украиной и Россией, разработка и реализация концепции информационной безопасности Украины, уменьшения количества контролирующих органов и функций, принятия 1500 стандартов ЕС, прекращение действия на территории Украины стандартов бывшего СССР, сокращение числа госслужащих на 10%, увеличение заработной платы, внедрения электронного управления, разработка закона об открытии данных, создание Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и Национального антикоррупционного бюро, создание Единого электронного реестра деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера государственных служащих, реформирование МВД и прочее.
Экономические показатели говорят сами за себя: правительства «камикадзе» удалось кое-как удержать ситуацию на плаву, однако уже новому Кабмину «реформаторов» не обойтись без иностранной поддержки. Прогнозы Министерства экономического развития и торговли предусматривают падение реального ВВП Украины в 2014 г. до 4,6% (оценки колеблются в пределах от -2,9% до 8%). Эксперты же предрекают еще более неутешительные тенденции: в 2015 году дефицит бюджета составит около 13% ВВП, средний курс гривны будет колебаться на уровне 22,5 грн/долл., государственный долг составит около 70% ВВП, инфляция – около 18% и падение промышленного производства составит как минимум 11% по сравнению с 2014 годом.
Однако правительству таки удалось снизить расход газа, уменьшить цену его поставки, уменьшить количество регулирующих органов с 56 до 28, сократить количество чиновников, начать процесс люстрации, уменьшить контролирующие функции и расходы на государственный сектор, сократить количество налогов с 22 до 11, увеличить расходы на функционирования Вооруженных Сил и провести частичную их модернизацию.
Кардинальное повышение тарифов и изменения в пенсионном, налоговом и таможенном законодательстве – вот плата за будущую доверие западных кредиторов, на которую подписалось правительство господина Яценюка. Правда, основное бремя «реформ» ложиться на плечи рядовых украинцев. Эксперты же возмущены: требования Международного валютного фонда – это еще далеко не план реформирования страны и рекомендуют правительству публично и системно изложить пошаговую тактику будущих изменений в государстве.
Именно отсутствии качественной публичной политики чаще всего винят нынешний состав Кабинета министров. Коммуникация происходит несистемно, без четкого объяснения сути самих реформ. Отсутствие информации порождает подозрения в некомпетентности и создании новых коррупционных схем, для разрушения которых страна заплатила жизнями во время Революции Достоинства.
Результаты последних 100 дней деятельности нового правительства в вопросе реформирования страны – более чем скромные. Пока что речь идет скорее о создании условий для получения очередного транша МВФ и декларациях о намерениях провести в предстоящие 2 года реформы во всех сферах жизни. К тому же, правительство не отпускает «военная лихорадка», когда целесообразность каждого решения или бездействия так или иначе можно объяснить фактором войны на Донбассе. Данная тенденция имеет неоднозначное влияние и на систему выработки правительственных решений: так, в конце декабря 2014 года Кабмин принял постановление №704, которое вносит изменения в Регламент Кабинета министров. Изменения предусматривают возможность принимать правительственные документы без правовой экспертизы Минюста и рассмотрения на заседании правительственного комитета – фактически данная процедура отменяет внутренний контроль за качеством и законностью правительственных актов.
Тем не менее, за последние 100 дней работы, правительство «реформаторов» все же успело предложить стране как положительные, так и неоднозначные решения, последствия которых Украинцы почувствуют уже в ближайший год.
5 положительных решений Кабмина:
1. Введение режима чрезвычайной ситуации на территориях Донецкой и Луганской областей и режима повышенной готовности на всей территории Украины. Необходимое и своевременное решение в контексте сложной ситуации на Донбассе. Так, согласно правительственному решению, создаются региональные координационные центры по чрезвычайным ситуациям, поручено создать резервы лекарственных средств, подготовить технику для восстановительных работ и быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, предусматривается создание резервных фондов и запаса продуктов питания. На территории всей Украины введен особый режим после мобилизации. Конечно это не ключевое решение на пути реформирования страны, однако является знаковым и профессиональным шагом в вопросе государственного реагирования на ситуацию с вероятностью дальнейшей военной эскалацией. Фактически, правительство Яценюка ввело в действие первые решения, соответствующие реальному положению вещей – страна находится в состоянии войны с иностранным агрессором.
2. Реформа МВД. Еще один реальный шаг, который постепенно воплощается в жизнь усилиями Кабмина – в феврале ВР уже приняла изменения в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования органов внутренних дел. В парламенте также зарегистрирован законопроект лидера фракции «Блока Петра Порошенко» Юрия Луценко «О Национальной полиции». Кроме того, усилиями первого заместителя министра внутренних дел Эки Згуладзе воплощается пилотный проект по созданию патрульной полиции в Киеве. Сейчас кандидаты уже отобраны и проходят обучение, а сами «патрульные» по замыслу руководства МВД должны появиться на столичных улицах уже в июне этого года.
3. Оптимизация бюджетных расходов. Правительству удалось сократить 42 бюджетные программы и около 80 госпроектов. По данным правительства, это позволит сэкономить около 48 млрд. грн, без существенных сокращений защищенных статей бюджета.
4. Существенное урезание расходов на госаппарат. Представляя проект Госбюджета на 2015 год, Премьер-министр анонсировал дальнейшее сокращение расходов на содержание чиновничьей бюрократии. «На два миллиарда гривен сокращены расходы на содержание государственного аппарата. В новом бюджете будет дальнейшее сокращение расходов на содержание госаппарата», – отметил господин Яценюк.
5. Создание Министерства информационной политики. Украина в состоянии не только военных действий с террористами и Россией, но и находится под мощным идеологически пропагандистским давлением со стороны соседнего государства. Поэтому решение создать отдельное ведомство по формированию проукраинской позиции по всем направлениям – в средствах массовой информации, в работе с гражданами оккупированных территории, за границей – кажется не слишком нелепой идеей. Как минимум государство задекларировало и постепенно воплощает свое стремление защищать собственное информпространство и пытается продвигать собственные достижения среди граждан. Пока к работе министерства есть много вопросов, однако ведомство только недавно было сформировано с нуля и начало свою деятельность – давать более глубокие оценки, по мнению его руководителя Юрия Стеця, можно будет уже в конце этого года.
5 негативных или неоднозначных решений Кабмина:
1. Повышение тарифов на газ. Самый непопулярный шаг Кабмина, которого от него требовали иностранные кредиторы, а именно МВФ. Рост тарифов будет резким: до конца 2015 года тарифы на газ для населения вырастут почти в четыре раза – на 280%, а на теплоснабжение в полтора раза – на 66%. Цифры платежек уже неприятно впечатлили рядовых украинцев, а на получение субсидий будут претендовать не только малозащищенные слои населения, но и вполне трудоспособные граждане, ведь за отопление дома или квартиры до 100 кв. м в среднем придется выложить от 1500 до 3000 гривен в месяц в отопительный сезон.
2. Ограничение выплаты пенсий работающим пенсионерам. Еще одно требование МВФ от правительства, которое уже утвердили народные депутаты. Отныне работающие пенсионеры будут получать лишь 50% от назначенных пенсионных выплат, но не менее суммы минимальной пенсии по возрасту.
3. Замораживание зарплат и пенсий. Правительство еще в конце прошлого года анонсировало режим жесткой экономии – никакой индексации зарплат, пенсий, социальных расходов не предвидится. Более того – некоторые из них сокращаются: например, государственные расходы при оплате питания для младших школьников. Следует также упомянуть и тот факт, что жителям оккупированных территорий Донбасса правительство вообще прекратило любые социальные выплаты. Правда, сохранив на нынешнем уровне зарплаты и пенсии, правительство вместе с НБУ допустило существенную девальвацию гривны, увеличение показателей инфляции, подорожание всех продуктов и топлива.
4. Промедление с запуском Национального Антикоррупционного бюро. Этот орган должен возглавить масштабную борьбу с коррупцией в среде чиновников наивысших рангов. Несмотря на принятие целого ряда антикоррупционных законов и подготовительного этапа по избранию главы ведомства, никаких активных действий так и не последовало. По данным социологов, именно тема коррупции является наиболее болезненной и резонансной среди украинских граждан – именно на этом поприще они ожидают самых радикальных сдвигов.
5. Ликвидация финансовых возможностей местных бюджетов. В правительстве громко распиарили существенное расширение финансовой независимости местных бюджетов, якобы отдав им часть налогов, которые будут оставаться на местах. На самом деле в Госбюджете-2015 правительство действительно увеличило количество источников финансовых поступлений в местные бюджеты, однако при этом значительно сократило объемы наполнения регионов налогом, который обеспечивал наибольшие прибыли, – с доходов физических лиц (НДФЛ). Такой шаг приведет к обнищанию местных бюджетов и уж точно не будет способствовать планам громад по развитию местного самоуправления.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»