5 главных проблем, которые так и не удалось решить Владимиру Гройсману

«Человеку, который занимает должность спикера парламента, нужно смотреть депутатам в глаза». Именно с такими словами накануне голосования за собственное избрание председателем ВРУ обратился к депутатам Володимир Гройсман. Тогда, несмотря на то, что кандидатура экс-мэра Винницы набрала рекордные 303 голоса «за», у многих специалистов появился логичный вопрос: «Сможет ли удержать парламентское кресло Владимир Борисович?». И главное, сможет ли правдиво и с ответственностью смотреть в глаза обычным гражданам по итогам своей работы?

Как результат после первых 100 дней можем констатировать, что Гройсман кресло удержал. Хотя и уровень ответственности Владимира Борисовича в части выполнения данных обещаний оставляет желать лучшего. А заносы в кулуарщину, закулисные договоренности и одиночные манипулирования залом на публику явно не добавляют ему политических бонусов в обществе. Но все же, парламент работает.

«Слово и Дело» решило сформировать ТОП-5 ключевых проблем работы Верховной Рады, которые получил в наследство от своих предшественников Владимир Гройсман, но так и не нашел путей их решения.

Проблема № 1 – доверие к парламенту.

Кадровое обновление и восстановление доверия украинцев к работе парламента было одним из главных месседжей избирательной кампании 2014 года. Однако, как показала практика первых 100 дней, несмотря на громкость заявлений и деклараций, обычные граждане не спешат с оптимистичными выводами относительно работы Верховной Рады. В частности, 3 февраля специалисты Центра Разумкова обнародовали результаты опроса, согласно которому 61,5% украинских граждан недовольны работой Рады. К тому же, как отмечают социологи, недовольство в глазах рядовых украинцев касается в целом парламента как органа. И это при том, что более 70% опрошенных людей считают правильным свой выбор на выборах в октябре 2014.

Такие цифры заставляют задуматься. Как видно из последних заседаний, работать в стенах Верховной Рады коалициантам становится все сложнее. Не случайно уже повсюду звучат разговоры о возможных форматах, участников и формирующих двигателей новой коалиции. И дело к распаду таки действительно идет, вопрос только во времени и кредите от МВФ, до получения которого явно будет действовать взаимный принцип ненападения абсолютно во всех вопросах политической действительности во власти.

Проблема №2 – низкое качество принимаемых законов

Если на внешнем фронте Украина ведет борьбу с внешним агрессором, то внутри страны идет борьба со временем, которого катастрофически мало. Ситуация настолько динамично меняется, что законы требующие принятия еще вчера, общество требует реформирования подходов уже сегодня, поскольку в противном случае, государство может не увидеть своего политического завтра.

Ярким примером «законодательного брака» может служить первое голосование за Государственный бюджет, внесение на ознакомление депутатам которого состоялось буквально в день голосования. Как результат, около 5 утра страна получила принятый, но очень скандальный и нереальный Бюджет, «перекраивать» который пришлось уже в феврале и не факт, что в последний раз.

И такая ситуация не только с Бюджетом. Значительная часть законов рассматривается по сокращенной процедуре, а некоторые народные депутаты заявляют даже о внесении изменений в уже принятые и опубликованныезаконы, не соответствующие процедуре принятия законов.

Проблема №3 – нарушение регламента и непарламентское поведение

По мнению одного из главных претендентов на кресло главы регламентного комитета парламента Николая Левченко, почти на каждом пленарном заседании народные избранники нарушают закон о регламенте. Ярко об этом может свидетельствовать рассмотрение все того же Государственного бюджета – проект принимался без рассмотрения профильным комитетом, а много поправок озвучивалось с голоса. Кроме того, депутатам с голоса сообщали, в какие документы вносятся отдельные экономические изменения.

Не лучше ситуация вдействующем парламенте и по вопросу профессиональной этики и дисциплины. По словам Левченко присутствует достаточно распространенная практика прогулов заседаний депутатами. Более того, за первые 100 дней нового созыва рядовые украинцы уже успели запомнить как минимум две масштабные «кровавые» драки с изувеченым PressPoint. После последней, толкотня с участием Парасюка и Литвина кажется просто детской забавой.

И хотя вчера депутаты таки решились на первые дисциплинарные санкции в отношении «виновника» драки Сергея Мельничука, которого отстранили на 5 пленарных заседаний, комплексного подхода эта проблема пока не нашла.

Проблема №4 – кнопкодавство

Один из экспертов Реанимационного пакета реформ Андрей Андрушкив удачно отметил, что каждое кнопкодавство – это маленькое «16 января».

Вот для примера депутаты от «Народного фронта» Валерий Лунченко и Игорь Котвицкий нарушают требование о личном голосовании при принятии законопроекта №1743 «О частичной мобилизации». 

А вот так в стране, которая пережила сотни смертей на Майдане и ежедневно теряет своих защитников на востоке, депутаты голосуют за нового генерального прокурора Виктора Шокина. 

Такие же манипуляции с кнопками коллег проделывают депутаты Шипка и Хомутынник. И это только то, что удалось зафиксировать на видео. Реальные же масштабы кнопкодавства в Верховной Раде VIII созыва остаются неизвестными.

Проблема №5 – отсутствие слаженности голосований коалиции

И наконец последнее и, наверное самое важное, с чем так и не удалось справиться Владимиру Гройсману – это единство коалиционных сил. В качестве примера, за правительство Яценюка проголосовало лишь 288 депутатов, Бюджет на 2015 год парламент принял скудными 233 голосами. И хотя недавно проголосованы изменения в главный финансовый документ страны депутаты поддержали уже более уверенным количеством в 273 голоса, все равно это меньше, чем заявлено в коалиции, в которую согласно количественной структуры ее участников входит более 300 депутатов.

Становится все более заметно, что удерживать коалиционные редуты становится сложнее. Поэтому переформатирование коалиции– это лишь вопрос времени. Хотя и оно вряд ли изменит акценты в работе действующих депутатов, которые уже после первых 100 дней показали, что больше ориентируются на принятие популярных решений и соревнование за электорат, чем на принятие непопулярных законов, которые способны пусть и болезненно, но все же дать второе дыхание для истощенного коррупционной эрозией и советскими пережитками во власти организма всей страны.

Евгений Заика, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...