Председатель правления Нацбанка сейчас вообще нет юридического права для принятия решений о ликвидации по причине открытого уголовного дела.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал управляющий партнер компании «Финансовая студия», эксперт по кредитным рискам Ассоциации ЕМА Евгений Невмержицкий, комментируя ситуацию с ликвидацией банковских учреждений и ее последствия, и рассказал, как можно избежать закрытия банков.
«Относительно ликвидации «Дельта Банка» – этот банк является четвертым в классификации Нацбанка и очень большим системным банком с разветвленной сетью филиалов и миллионом вкладчиков. На банковскую систему это большой груз и известный «эффект домино» может вызвать не только банк такого уровня, но и гораздо меньший. Сейчас, так называемым фильтрованием банков нанесен вред, потому что полностью игнорируются интересы вкладчиков. Фонд гарантирования вкладов не может выполнить тех обязательств, даже в рамках правил, о возмещении за счет Фонда», – рассказывает Невмержицкий.
По его словам, если банк просто ликвидируется, то именно прямые убытки – огромны. Ликвидатор проводит работу по инвентаризации активов и пассивов банка-банкрота, через список заемщиков и вкладчиков. В течение 20 дней эти списки должны поступить в Фонд гарантирования вкладов, который передает своему банку-агенту полномочия рассчитаться с вкладчиками.
«Однако даже если представить невероятное, что Фонд выполнил перед вкладчиками все обязательства, то в банковскую систему эти средства уже никогда не вернуться. Кроме того, это в принципе является нарушением законодательства и Конституции. Поскольку именно регулятор допустил то, что неплатежеспособный банк имел право содержать дальше депозиты. Сейчас резко ликвидировать банк – это десятки миллиардов убытков и разрушение банковской системы вообще», – считает эксперт.
Есть иное решение проблемы, нежели ликвидация. Во-первых, можно национализировать банк. Во-вторых, принять решение о слиянии учреждений. Председатель Нацбанка потеряла законные основания принимать какие-то решения на основании открытия на нее уголовного дела.
В то же время банковский эксперт Дмитрий Яблоновский уверен, что у Нацбанка была возможность не ликвидировать многие банки, но МВФ запретил поддерживать банки, которые в общих активах или депозитах системы имеют менее 2%.
«Действиями НБУ сейчас управляет МВФ, поэтому Нацбанк просто исполнитель того, что диктует Запад. Точно так же, как и Фондом гарантирования вкладов управляет Запад. Поэтому выбора другого не было», – пояснил Яблоновский.
Напомним, что «Кредитпромбанк» и «Омега банк» были куплены Лагуном в 2013 году для роста банка «Дельта». Эти банки стали восьмым, девятым и десятым учреждениями, которые были закрыты с начала 2015 года.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»