Клиническая смерть гривны: по какому курсу ждать реанимации?

Читати українською

Падение курса гривны ежедневно добавляет украинцам проблем. Кто-то пытается скупить импортные товары, кто-то вкладывает деньги в более крупные покупки, такие как автомобиль или недвижимость. Большинство граждан наперегонки бегут к крупным супермаркетам, чтобы хоть что-то купить «про запас» из самых необходимых продуктов питания и бытовых товаров.

Украина возвращается к бурным 90-м. Тяжелые времена для экономики большинству украинцев запомнились безработицей, галопирующей инфляцией, дефицитом некоторых товаров, низкими заработками и неофициальными расчетами – благоприятная среда для развития «черного рынка».

Уже сегодня девальвация гривны привела к значительным проблемам для импортеров нефтепродуктов. Речь идет о ценах на бензин, рынок которого на 85% состоит из импортированного сырья. Потребление бензина на украинских АЗС в январе 2015 сократилось на 34%: украинцы просто не имеют экономической возможности заправлять свои авто по постоянно растущим ценам на бензин. Нефтетрейдеры советуют правительству принять необходимые меры, ведь из-за стремительного подорожания доллара, рынок нефтепродуктов ждет полный коллапс.

Так же курс валют давит и на показатель инфляции: цены растут чуть ли не ежедневно. В НБУ признают, что инфляция приближается к показателю в 30%, однаконе считают девальвацию единой существенной причиной, способствующей данному процессу. «Я бы не связывал напрямую монетарную политику НБУ с девальвацией обменного курса, которая состоялась в прошлом году и продолжается в этом году, поскольку на самом деле текущая ситуация на валютном рынке является результатом накопленных дисбалансов во многих сферах, в разных макроэкономических сферах за предыдущие годы, а также политики жесткой поддержки обменного курса Национальным банком в предыдущие годы», – оправдывает действия регулятора директор Департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ Сергей Николайчук. Прогнозы неутешительны: очередное подорожание весной 2015 тарифов на газ, тепло и электроэнергию только усилит тенденцию к увеличению потребительской инфляции.

Истерика, вызванная растущим курсом доллара по отношению к национальной валюте достигла своего апогея. Понять, влияет ли вообще НБУ на процессы регуляции курса гривны рядовому украинцу почти невозможно. Традиционно вину за резкое обесценивание национальной валюты украинцы приписывают трем факторам: «заговорам», непрофессиональным действиям власти и панике. Критика в адресглавы Нацбанка Валерии Гонтаревой раздается чуть ли не каждую секунду отовсюду. Ни одно из ее многочисленных обещаний относительно стабилизации курса гривны – не выполнено. Еще в прошлом году госпожа Гонтарева обещала, что к зиме курс не упадет ниже отметки в 15 грн/долл. Уже в ноябре 2014 года, курс составлял 15,2 грн/долл. Такие же обещания были и по курсу 17 грн/долл. и 25 грн/долл. Каждый раз, после заявлений руководительницы НБУ, курс гривны по отношению к доллару реагировал еще более стремительным падением.

Если коротко, то гривна уже прошла 9 кругов ада, обесцеившись за последний год почти в 5 раз (если брать реальный курс на «черном рынке» в 40 грн/долл. по состоянию на 25 февраля 2015 года). Так, в течение одного дня, 7 февраля 2014 года, курс гривны упал с 8 до 8,7 за доллар США. С 22 февраля по 1 марта курс скатился с 8,8 до 10 гривен за доллар. Третий круг девальвации, вызванный началом оккупации Крыма Россией в марте 2014 года, привел к обесцениванию нацвалюты до 11 гривен за доллар. Еще более резкое падение произошло с 7 по 14 апреля, в разгар гражданского противостояния в трех восточных областях Украины: курс упал с 11 до почти 13 гривен за доллар. С конца июля началась новая волна девальвации: 27 августа курс достиг 13,89 гривен за доллар, в конце сентября курс стабилизировался на отметке 12,9 гривен за доллар, однако в период с 5 по 11 ноября вырос до 15,7 гривен. С начала февраля 2015 года состоялся очередной обвал гривны, курс достиг 24,8 гривен за 1 доллар США. По состоянию на 24 февраля официальный курс гривны на межбанковском рынке составил 33,5 гривен за доллар.

Война на Донбассе является одной из наиболее фундаментальных причин обесценивания национальной валюты. Сейчас Украина воюет со страной, с которой больше всего торговала, а значит – украинская экономика потеряла крупнейшего потребителя отечественных товаров. К сожалению, сами украинцы не могут удовлетворить весь внутренний спрос, а в ситуации нереформированной экономики, отечественные отрасли экономики имеют пока достаточно ограниченный ресурс по поиску альтернативных рынков сбыта. Добавив сюда энергозависимость от России и необходимость платить за уже полученными внешними займами – и получаем более чем достаточные предпосылки стремительного пике для национальной валюты.

Впрочем, неконтролируемость ситуации с курсом вызывает все больше вопросов к руководству НБУ. Ведь все понимают, что падение курса такими темпами – это признак скорее неэффективных действий регулятора, чем влияние объективных экономических факторов. После многомесячных вопросов «доколе?», которые звучали из уст всего украинского общества, правоохранительные органы наконец начали реальные действия по проверке деятельности должностных лиц НБУ. Согласно сообщению пресс-службы НБУ, были открыты 2 уголовных производства: по статье 364 (злоупотребление властью или служебным положением) и по статье 367 (служебная халатность) УК. Пока в Генпрокуратуре опровергают причастность к этим делам самой руководительницы НБУ, однако в адвокатских кругах не исключают, что такое дело может появиться и в отношении самой госпожи Гонтаревой. Ведь известно, что Печерский районный суд города Киева еще 1 декабря прошлого года обязал следователей прокуратуры Киева открыть производство против Гонтаревой по 364 статье УК Украины.

Однако стоит разобраться, какие именно ошибки допустил Нацбанк, в результате чего девальвация гривны фактически стала неконтролируемой.

Во-первых, это путаница и неэффективные действия с административными мерами. Прежде всего, по мнению экспертов, на гривну давит рефинансирование банков, которое длилось почти весь прошлый год. Для поддержания банковской системы включили «печатный станок», а это безусловно ведет к девальвации. НБУ должен сократить объемы рефинансирования, а также прекратить дальнейшее увеличение денежной массы.

Во-вторых, невозможность или нежелание навести порядок с валютными спекуляциями. На некоторые угрозы НБУ реагирует слишком поздно, что вызывает вполне закономерные вопросы в экспертной среде. Большое количество валюты сейчас находится у спекулянтов, среди которых могут быть и банковские игроки, и экспортеры, и другие заинтересованные стороны. Весь спектр рисков, связанных с ситуацией в Украине не мотивирует их избавляться от валюты - ведь через несколько дней за 1 доллар можно получить уже не 30 гривен, а 40-50-60. В НБУ как минимум еще несколько месяцев назад были рычаги для того, чтобы справиться с этой ситуацией.

В-третьих, потеря доверия к банковской системе. Как со стороны граждан, бизнеса, так и со стороны инвесторов. Ни один свой административный шаг НБУ публично не объясняло ни банкам, ни бизнесу, ни населению. Например, та же госпожа Гонтарева могла бы выступить с публичным заявлением, предварительно заручившись поддержкой премьер-министра и Президента, предложив простым и понятным языком план действий по спасению отечественной валюты. Такой шаг как минимум мог бы значительно ослабить градус напряжения и уменьшить панические настроения населения. Вместо этого, глава НБУ делала прогнозы по поводу новых уровней антирекордов падения гривны. Население воспринимало такие заявления как очередной сигнал к покупке валюты.

Там где нет доверия – нет и уровня, к которому может продолжаться падение курса гривны. Очевидно, восстановить доверие к банковской системе теперь станет возможным только благодаря комплексным мерами. Речь идет не только об отставке главы Нацбанка, которая в свете последних событий была бы достаточно логичным шагом. Речь идет и об ответственности Президента и Премьер-министра за проведение реформ. Теперь видим, что и глава правительства, и сам Президент требуют невозможного от главы НБУ - в ближайшие дни навести порядок с курсом гривны. Самостоятельно Валерии Гонтаревой не справиться: для стабилизации ситуации нужно общая политическая воля. Даже вопрос об очередном кредите МВФ не сможет стать серьезным фактором для поддержания национальной валюты, ведь сами международные заемщики подчеркивали необходимость введения «свободного» курсообразования и не желают предоставлять деньги на поддержку «слабой гривны». Более того, НБУ просто вынужден «печатать» гривну на нужды войны, «Нафтогаза», Фонда гарантирования вкладов и других потребностей для латания дыр в госбюджете. Поэтому руководителям государства следует понять: ситуация с гривной - это одна и тот же лодка, в которой находятся все.

И самое главное: чтобы остановить обесценивание национальной валюты, мало просто реформировать экономику, введя понятные правила игры. Нужно еще запустить ее в действие, а следовательно – нужно время и политическая воля. Чтобы рядовые граждане начали воспринимать изменения всерьез и смогли предоставить кредит доверия на реализацию сложного этапа для украинской экономики, им нужно почувствовать доверие к самой власти. К сожалению, после Революции Достоинства значительная часть кредита доверия граждан была бездумно и зря потрачена действующей властью. А значит, желание действительно провести реформы будут восприниматься гражданами с большим процентом недоверия и сопротивления. Безусловно, в ближайшее время это станет еще одним вызовом и экзаменом для становления молодого Украинского государства.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: