Турчинова отдай дяде в СНБО, а сам ищи главу фракции

Читати українською

В обновленном украинском политикуме проблемой номер один можно назвать кадровый голод. На всех уровнях ощущается дефицит кадров, успешных менеджеров, способных эффективно управлять отдельным направлениям государственной политики.

Но где брать новые кадры? И по какому принципу участники коалиции назначают фигуры на свои квоты?

К примеру, Петр Порошенко чаще берет людей из бизнеса. А «Народный фронт» крепко вцепился в силовые ведомства. Обе силы делали попытки привлечения кадров из общественного сектора, но увы, далеко не все справляются.

Назначение Александра Турчинова секретарем Совета национальной безопасности и обороны спровоцировало разговоры о том, что в команде у Петра Порошенко налицо явный кадровый голод. Эта должность – квота Президента, и он обычно пытается назначить туда своего человека. В последние годы политики не особо торопились занимать пост секретаря СНБО, так как эту должность чаще рассматривали как скамью запасных, пенсию, ссылку или синекуру для тех, кто готовится выйти на политическое поле или просто должен отсидеться, выпустить пар.

В 2005 году Петр Порошенко сам был секретарем СНБО с расширенными полномочиями при Президенте Ющенко. Тогда его пребывание в должности сказалось рядом конфликтов с премьер-министром Юлией Тимошенко и закончилось отставкой их обоих. Нынешнее назначение Александра Турчинова не должно нести за собой такой опасности, скорее это свидетельство укрепления альянса между командами «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта».

Мы видим, что в парламенте уже проголосованы в первом чтении изменения в закон, которые предусматривают расширение полномочий секретаря СНБО. В частности, секретарь СНБО должен получить четко определенные полномочия по координации действий силовых ведомств. Назначая Александра Турчинова на должность нового секретаря СНБО, Петр Порошенко сказал, что главное преимущество этого назначения в том, что это «человек, которому не нужно время на «раскачку», человек, который полностью владеет ситуацией».

Президент неформально делегирует часть своих полномочий – как глава СНБО секретарю этого органа. Конечно, если этот секретарь пользуется полным доверием Президента, – тогда это сильная личность. Так ли это в ситуации Порошенко–Турчинов? Недаром часто приводят пример 1994-1999 гг. Кучма–Горбулин, ведь Кучма доверял Горбулину. Поэтому и тандем был максимально эффективным.

По одной из версий Президент Порошенко давно предлагал кресло секретаря СНБО своим партнерам по коалиции «Народному фронту» и в частности Александру Турчинову, в обмен на другие назначения. Порошенко все чаще стал подбирать не людей на вакантные позиции, а выторговывать у коалиции определенные кресла под «своих людей».

По другой версии, новоназначенный глава СНБО Украины Турчинов имеет компромат на Петра Порошенко. Именно Турчинов ранее громко обвинял нынешнего Президента Украины в коррупции, финансовых махинациях, рэкете и других смертных прегрешениях. В 2005 году, после первого Майдана, Александр Турчинов занимал пост главы СБУ. И, будучи на тот момент человеком Тимошенко, использовал должность председателя Службы безопасности Украины для сбора компромата на Ющенко и его окружение.

Читайте также: СНБО: еще одно оружие Президента в борьбе за полномочия

Назначение Александра Турчинова секретарем Совета национальной безопасности и обороны спровоцировало внутреннюю борьбу во фракции «Народного фронта» — второй по численности фракции Верховной Рады. Не ясно, кто заменит Турчинова на посту главы фракции и удастся ли сохранить баланс сил между разными группами влияния.

Похоже, что обязанности главы объединения пока будет исполнять первый заместитель Турчинова Андрей Тетерук. Этот вопрос должен быть решен на заседании фракции на следующей неделе. В случае назначения главой фракции одного из заместителей ему придется отказаться от должности в парламентском комитете. А ведь только недавно все считали, что парламентский тетрис наконец-то сложился. Ведь согласно регламенту Верховной Рады, председатель комитета, первый заместитель, заместитель председателя и секретарь комитета не могут быть одновременно председателями депутатских фракций и групп.

Фракция во время обсуждения кандидатур разделилась на два условных лагеря. Есть группа Яценюка, есть – Турчинова. Вокруг них – сателлиты. Пока у каждой из групп несколько кандидатур, идет спор. Наиболее реальными кандидатами можно назвать, первого заместителя главы фракции Андрея Тетерука, бывшего министра Кабмина Остапа Семерака и Сергея Пашинского.

У Александра Турчинова один первый заместитель – Андрей Тетерук, являющийся членом парламентского комитета, и шесть обычных. Среди них под норму регламента подпадают Сергей Пашинский (возглавляет комитет Нацбезопасности и обороны), Виктория Сюмар (комитет по вопросам свободы слова), Андрей Иванчук (комитет экономической политики), Николай Мартыненко (ТЭК) и Максим Бурбак (первый зампредседателя комитета по вопросам ветеранов и инвалидов). Экс-командир батальона «Днепр-1» Юрий Береза входит в возглавляемый Пашинским комитет без должности.

Таким образом, отдав Турчинова по квоте Порошенко, «Народный фронт» столкнулся с проблемой поиска главы собственной фракции. Но ведь проблема «кадрового голода» – это еще и недальновидность электората, который голосует за фэйки, партии-однодневки, которые пришли в парламент на популизме. Президент Порошенко уже обжёгся, назначая людей новых, типа Гонтаревой и Гелетея. Их результаты и так всем видны. Вот и проходится поднимать из «бабушкиного сундука» воспитанников Кучмы... Хотя наблюдая новый всплеск телевизионного интереса как к делу Гонгадзе, так и к самому Кучме, очевидно, что эпоха «старой гвардии» управленцев скоро канет в Лету. Опасность только в том, что на дно может пойти не только экономика Украины, но и все наше государство.

Александра Решмедилова, политолог, специально «Слово и Дело»

***

Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: