Согласно Конституции, первое заседание нового созыва Верховной Рады открывает самый старший по возрасту народный депутат. Уже в который раз Верховную Раду будет открывать Ефим Звягильский, которому в феврале следующего года исполнится 82 года.
На внеочередных парламентских выборах он победил на 45-м мажоритарном избирательном округе (Донецкая область), получив всего 1,454 голосов избирателей. Это самый низкий показатель по всей стране: чтобы стать народным депутатом в других регионах страны, в среднем кандидату нужно было от 20 до 30 000 голосов избирателей. А, например, некоторых кандидатов-мажоритарщиков можно считать рекордсменами среди их коллег: так, Александр Герега в 192-м округе (Хмельницкая область) получил 68,899 голосов избирателей, Юрий Деревянко в 87-м округе (Ивано-Франковская область) - 62,799, Ярослав Дубневич в 120-м округе (Львовская область) - 67,797 голосов избирателей.
Такой дисбаланс, когда одним кандидатам-мажоритарщикам нужно полторы тысячи голосов, чтобы получить депутатский мандат, а другим - несколько десятков тысяч, является не единственным недостатком мажоритарной составляющей избирательной системы. «Мажоритарка» в тех условиях, в которых сейчас находится Украина, безусловно, является скрытой угрозой для парламентаризма. Прежде всего, потому, что во время выборов она развращает избирателя, позволяет попасть в парламент людям не всегда профессиональным, даже тем, кто до выборов никогда политикой и не занимался. Таким образом, некоторые округа становятся своеобразной феодальной вотчиной определенного кандидата - например, уже несколько раз подряд на 65-м избирательном округе (Житомирская область) победу традиционно получает Владимир Литвин. При этом, это происходит при любой политической «раскладке»: при любой власти у Владимира Михайловича так и не появилось достойного соперника, а его поступки в парламенте никоим образом не отразились на имидже кандидата, который тщательно заботится о своем округе, регулярно спонсируя его или за свой счет, или «выбивая» соответствующие средства через Государственный бюджет.
В коалиционном соглашении, которое было подписано и обнародовано 21 ноября, его участники обязуются в течение первого квартала 2015 провести реформу избирательного законодательства. Она прежде всего предполагает отказ от смешанной избирательной системы (пропорционально-мажоритарной) и переход на пропорциональную с открытыми избирательными списками. Это означает, что украинцы смогут голосовать за конкретных кандидатов в многомандатных избирательных округах и сами определять последовательность того или иного кандидата в предложенном партийном списке.
Попробуем проанализировать самые негативные последствия мажоритарной составляющей избирательной системы, которая уже давно паразитируют на теле украинского общества:
- Подкуп избирателей. Он может быть скрытым или открытым. То есть, кандидат может использовать средства из собственного благотворительного фонда для улучшения жизни избирателей - отремонтировать дорогу, построить детскую площадку, или раздать продуктовые наборы. Подкуп может быть и прямым: используя различные методики, кандидат может предложить конкретную сумму денег за голос избирателя. В этом году эта сумма находилась в пределах 300-500 гривен за голос, даже несмотря на то, что за такие поступки была усилена на законодательном уровне уголовная ответственность как для кандидатов в нардепы, так и для самих избирателей. В конце концов, проблема подкупа намного глубже по своей сути: деньги развращают избирателей, подменяя сам политический процесс выбора в представительный законодательный орган на обычные коммерческие отношения. Происходит общественная деформация ценностей. Хотя, в развитых демократических обществах для объяснения утилитарного процесса взаимовыгодных отношений «кандидат-избиратель» существует термин логролинг. Хотя в более широком смысле логролинг является одним из самых эффективных инструментов лоббизма.
- Неподконтрольность нардепов. Формально «мажоритарщик» подотчетен только своему избирателю. Это означает, что свою депутатскую и политическую деятельность он может моделировать разными способами, не будучи зависимым от определенных идеологических, партийных связей. С одной стороны - это позитив, ведь такой нардеп не зависит от мнения руководства фракции/партии. С другой - «мажоритарщик» не является командным игроком и в определенных ситуациях может использовать свое голосование не в пользу государственным интересам, а руководствуясь собственной логикой хода политического процесса.
- Отсутствие профессионализма. При благоприятных политических обстоятельствах, с помощью ощутимого финансового ресурса, имея подготовленную команду политтехнологов - на мажоритарных выборах могут выиграть кандидаты, которые ранее никогда не занимались политикой и, очевидно, не имеют соответствующего опыта законотворчества. Примеров таких кандидатов в истории современной независимой Украины - множество.
- Высокая стоимость выборов. На некоторых мажоритарных округах выборы часто превращаются в соревнования «денежных мешков». Особенно, если в округе есть несколько кандидатов-фаворитов, способных вложить в предвыборную гонку значительные финансовые ресурсы. При этом складывается ситуация, когда действительно влиятельные или известные кандидаты не могут конкурировать с крупными финансовыми инвестициями в округ от своих более состоятельных соперников.
- Большие возможности для фальсификаций. Кандидаты-мажоритарщики на уровне округа имеют больше возможностей повлиять на окружную избирательную комиссию или на глав избирательных участков. Именно на этом уровне происходит наибольшее количество фальсификаций.
- Худшее репрезентативное качество выборов. Во время выборов по мажоритарной системе - учитываются только те голоса избирателей, которые набрал кандидат-победитель. По пропорциональной системе представительство в парламенте осуществляется в более справедливый способ. Ведь, когда подсчитывается результат выборов, учитываются все голоса избирателей, проголосовавших за ту или иную политическую силу. Таким образом, даже если в конкретном округе за избирательный список проголосовал всего 1 человек, его голос приобщат к общему результату политической силы, то есть, этот голос не станет невостребованным.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»