Новые политические проекты и небольшие партии одна за другой заявляют о «новых лицах», ставят перед собой амбициозные цели и задачи на следующих внеочередных парламентских выборах.
При всем разнообразии политических «легковесов» общего у них на самом деле много. Все партии с рейтингами менее двух процентов имеют в «своем активе» минимум одну раскрученную в медиа персону, продвигающую программные положения партии, не утруждая себя разъяснением конкретного плана их реализации. Также все малые партии считают нужным подчеркнуть, что партия должна стать платформой для объединения «новых людей». На практике всё гораздо проще и прозаичнее.
Правый сектор и ПСПУ – лидеры среди «малышей»
Возглавляет рейтинг «лучших среди маленьких» политическая партия «Правый сектор» (ПС) во главе с Дмитрием Ярошем, которая, по опросам социологической группы «Рейтинг», могла бы набрать 1,4% голосов избирателей, если бы выборы проходили сейчас. Политическая программа «Правого сектора» – это стандартный набор националистических клише и лозунгов.
Самопровозглашенное «боевое крыло Майдана» на сегодня больше занимается публичными акциями с требованиями к Президенту вооружить добровольческие батальоны и опровержением своей причастности к различным преступлениям. Уникальность ПС заключается в том, что его бойцы каким-то образом избежали жертв среди своих в ужасные дни Майдана. Тогда в феврале погибла сотня людей, а бойцов «Правого сектора» пострадали единицы.
Источники финансирования партии неизвестны и сейчас, однако выступать в качестве генератора скандалов стало уже привычным делом для ПС. Так, Дмитрий Ярош сразу после смены власти отличился тем, что использовал для собственных целей автомобили из кортежа президента-беглеца Януковича. При этом 2,5 млн грн на залог во время президентских выборов нашлось благодаря добровольным взносам граждан (по информации партии, но так ли на самом деле?).
Чувствуя свою политическую импотенцию, партия, по словам информационного координатора Борислава Березы, решила вообще не идти на досрочные парламентские выборы. Видимо, источники финансовых поступлений потихоньку пересыхают (в свое время финансирование ПС приписывали Кремлю и лично Путину, но реальных подтверждений этой теории нет).
Далее в рейтинге социологов идет знаменитая и по-настоящему бессмертная Прогрессивная социалистическая партия Украины Натальи Витренко. Имея свои «законные» 0,8% голосов избирателей, новая звезда российского ТВ, последовательная защитница «русского мира» и противник мирового империализма Наталья Михайловна может смело предлагать свои услуги в качестве технической партии, всегда готовой «размыть» левый электорат. Пожелаем ей удачи в деле собственной продажи и щедрого бюджета, чтобы всё-таки уменьшить рейтинг КПУ Симоненко до размеров статистической погрешности. Правда, в июле Апелляционный суд Киева подтвердил арест счетов Всеукраинской общественной женской организации «Дар жизни» в связи с подозрением ее в финансировании донбасских террористов. Поэтому донорская помощь спонсоров становится для дам Витренко жизненно необходимой, ведь вряд ли придется ждать прорыва от прогрессивных социалистов.
Партия развития Украины (ПРУ) вместо Партии Регионов Украины (ПРУ): аббревиатура неизменна, изменится ли содержание?
Вслед за прогрессивными социалистами по результатам того же опроса «Рейтинг» расположилось политическое новообразование экс-главы Администрации Президента Украины Сергея Левочкина – Партия развития Украины (ПРУ) с 0,5%. Председателем Национального комитета Партии развития Украины был избран экс-представитель президента Януковича в парламенте Юрий Мирошниченко. Он уже заявил, что в ряды новой центристской партии должны вступить бывшие члены Партии регионов.
О намерениях партии хорошо выпастись на «региональном поле» говорит то, что ПРУ уже заявила о своей «готовности активно приобщиться к процессу мирного урегулирования на востоке Украины», а ее идеолог (Ермолаев) даже призвал вести переговоры со всеми, «у кого есть Калашников и 5 боевиков». К этому процессу их пока не приобщили, поэтому Партия развития Украины пока обеспокоена последним указом Президента Украины «О частичной мобилизации».
Имея мощный медиаресурс (телеканал «Интер»), качественных политконсультантов и хорошие отношения Левочкина, которому приписывают разгон студентов на Майдане, с отдельными представителями нынешней власти ПРУ может рассчитывать на тактический успех. О новых лицах при наличии в политсовете партии таких личностей как Николай Скорик и внефракционного депутата Ирины Гориной говорить не стоит.
Партия «Воля» – «за» снижение проходного барьера
Попасть в парламент ПРУ сможет лишь тогда, когда будет уменьшен проходной барьер, как это предлагает сделать Сергей Таран. Известный политолог, член политсовета новосозданной партии «Воля» уже заявил, что выборы без нового закона – имитация изменений. По мнению Тарана, перезагрузка власти возможна лишь тогда, когда вступит в силу закон о выборах по открытым спискам со снижением проходного барьера для политических партий до 3%, закон о государственном финансировании политических партий и запрет политической рекламы.
Сама партия «Воля» является интересным проектом, который, скорее всего, призван оттянуть часть молодого электората от лидеров гонки («Солидарность», Радикальная партия Олега Ляшко, «Батькивщина»). Члены политсовета партии, такие как Виктория Сюмар и известный блогер Сергей Иванов свои месседжи транслируют в основном через соцсети, где партия чрезвычайно активна.
Сама же партия уже успела засветиться в скандале, связанном с финансированием презентации партии, которая, по словам известного политического беженца Анатолия Шария, обошлась партии в 50 тыс. долларов. При этом деньги, по словам журналиста и большого знатока украинских политических реалий, поступили в начале фандрайзинговой программы. Лидеры «Воли» явно запоздали с объяснением того, каким образом удалось организовать пышную церемонию. По информации партии, в течение июля «Воля» получила чуть больше 50 тыс. грн. При этом значительную сумму удалось сэкономить, в том числе и средства на проведение масштабной презентации.
Добавим также, что Сергей Иванов является сыном видного регионала Владимира Иванова, который в прошлом был заместителем губернатора Луганщины Ефремова.
Следовательно, можно сделать вывод, что непредсказуемость украинской политической жизни на фоне АТО не позволяет делать какие-то точные прогнозы относительно будущего ни по одному из вышеперечисленных политических проектов. Однако уже сейчас понятно, что источники финансирования мелких политических партий, как и в случае с традиционными проектами, остаются размытыми. И ждать существенных изменений до момента окончания подготовки к избирательной кампании, наверное, не стоит. Как известно из кулуарных разговоров, скупка малоизвестных политических сил и конвертация их в пафосные избирательные бренды нынче популярный бизнес. К тому же немаленький – суммы иногда колеблются от 90 тыс. до 350 тыс. долларов. А потому сомнений нет, что вышеуказанные и еще незаявленные малые политические партии будут играть четко, иногда грубо и исключительно по правилам своих реальных «хозяев».
Петр Жижиян
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»