Некурортный сезон, или Почему туристы не едут в Крым

Читати українською

Там очень тихо, пустынно... Приезжайте.

Константин Паустовский

об отдыхе в Крыму (1929 год)


Главной "изюминкой" нынешнего курортного сезона стала потеря Украиной достаточно привычного и насиженного места отдыха украинцев – Крыма. Изменение политического статуса полуострова и принятых Украиной в связи с этим мер поставили туристическую отрасль региона в достаточно непростую ситуацию. Накануне референдума местные власти прогнозировали, что вхождение Крыма в состав России даст мощный толчок для развития туристической отрасли полуострова. Однако пока получается наоборот: курортный сезон в Крыму в этом году оказался под угрозой срыва. Майские праздники только подтвердили этот прогноз. Тогда поток туристов оказался в 2-2,5 раза меньше, чем годом ранее.

Сейчас крымские власти подчеркивают, что местные санатории и базы отдыха (в том числе и частный сектор) заполнены лишь на 37%. Недостаток отдыхающих ощущается не только на западном или восточном побережье полуострова, но и на популярных курортах южного берега. По словам самопровозглашенного врио главы Республики Крым Сергея Аксенова, сегодня ожидания туристического потока пока не оправдываются. Несмотря на это, в Симферополе не теряют оптимизма и надеются, что рост количества туристов начнется, как и в предыдущие годы, в 20-х числах июня, после окончания школьных экзаменов, а, значит, в этом году полуостров посетят, как и прогнозировалось ранее, около 6 млн туристов.

Теперь попробуем разобраться, насколько реалистичны такие надежды, и что думают эксперты по этому поводу.

Украинцы не хотят. В прошлом году, по данным Министерства курортов и туризма Крыма, полуостров посетило почти 5,9 млн туристов. В то же время, согласно подсчетам Александра Бурдонова (эксперта Федерации работодателей в сфере туризма Украины, директора маркетинговой фирмы "Курортный Крым"), этот показатель в последние годы колебался в пределах 2 млн туристов, плюс-минус 200-300 тыс. в зависимости от года.

При этом граждане Украины в общем турпотоке, как по официальным данным, так и по данным господина Бурдонова, составляли 70-75%. Неудивительно, что изменение фактического статуса Крыма привело к ощутимым проблемам в туристической сфере региона. Серьезность ситуации подтверждается недавним заявлением и. о. председателя Ростуризма Олега Сафронова, который призвал украинцев не робеть посещать полуостров.

Падение количества туристов в Крыму (и в Украине в целом) стало ощущаться еще в конце прошлого года. Это было вызвано массовыми политическими протестами, которые происходили в Киеве. Эта тенденция сохранялась, несмотря на уменьшение или увеличение интенсивности протестных выступлений в украинской столице. По словам Елены Баженовой, председателя Ассоциации гостеприимства Крыма, выходу из ситуации могли бы способствовать оптимизация цен на туристические услуги на полуострове и снижение стоимости проезда. Однако этого не было сделано, поэтому тенденция сохранилась.

После так называемых референдума 16 марта и присоединения Крыма к России украинцы стали значительно меньше ездить в Крым. По словам главы Всеукраинской ассоциации туроператоров Игоря Голубахи, сейчас поток туристов из Украины в крымском направлении практически сведен к нулю. "Крым был, есть и будет, но сейчас для украинцев он не является желанным для отдыха чисто психологически", – отметил глава Всеукраинской ассоциации туроператоров.

В то же время директор Туристической компании "Феерия" Игорь Захаренко добавил, что украинцы не едут в Крым либо из-за патриотических чувств, либо из-за случаев мародерства, которые были зафиксированы на майские праздники по отношению к гражданам Украины. К тому же из-за вхождения в состав России, утверждает господин Захаренко, полуостров потерял не только украинских, но и европейских туристов, в первую очередь из Польши. Напомним, что граждане ЕС для въезда в Россию должны оформлять визу.

Определенная часть украинцев все-таки продолжает ездить в Крым, но их количество очень маленькое по сравнению с прошлогодними показателями. К тому же, отмечает господин Голубаха, значительная часть украинцев, ныне посещающих полуостров, практически не обращаются в турагентства, а едут самостоятельно, останавливаясь в тех местах, где они отдыхали ранее (в основном в мини-отелях или частном секторе).

Ситуация осложняется рядом других факторов. Это, среди прочего, девальвация гривны, которая началась еще в феврале этого года и Антитеррористическая операция на Донбассе. Но главную роль сыграли перебои в транспортном сообщении. Вскоре после референдума и решения Госдумы о вхождении Крыма в состав России были прекращены авиарейсы между Симферополем и украинскими городами. Также было сокращено количество поездов в крымском направлении, которые теперь дольше находятся в пути из-за контрольно-пропускного режима на въезде в полуостров. Да и те поезда, которые курсируют в дальнейшем, могут стать слишком дорогим удовольствием для рядовых украинцев.

Следует заметить, что изменение статуса Крыма повлияло на туристическую отрасль не только полуострова, но и Украины в целом. Как отметил Игорь Захаренко, крымчане практически прекратили пользоваться услугами украинских туроператоров, особенно тех, которые ориентированы на выездной туризм (в первую очередь, в страны Европы). Эти турпотоки постепенно уходят в российские города, особенно Москву.

Заметим, что вместо Крыма украинцы могут отдыхать на приморских курортах Одесской, Херсонской, Николаевской и Запорожской областей. Среди зарубежных направлений директор туркомпании "Феерия" Игорь Захаренко советует соотечественникам посетить, прежде всего, безвизовые (для украинцев) страны Европы: Черногорию, Албанию, Грузию и Турцию. Однако, по словам специалиста, последняя в этом году будет стоить дороже, чем обычно. Также Игорь Захаренко советует посетить Хорватию, для посещения которой нужно открывать визу, однако особых проблем с этим пока нет. К тому же соотношение цена/качество, близость менталитета и чистота моря делает эту страну очень привлекательной для украинских туристов по сравнению с Крымом.

Читайте также: Неавтономный Крым: как строить отношения с полуостровом

Россияне не могут. В последние годы граждане России составляли 25-30% от общего количества туристов в Крыму. Несмотря на это, они оставляли на полуострове значительно больше денег, чем украинские туристы. Так, по информации председателя Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, доходы от российских отдыхающих составляют 50% поступлений от туристической отрасли в бюджет Автономии. Поэтому перед крымскими властями стоит непростая задача: изменить структуру турпотока, компенсировав хотя бы половину прежнего количества туристов из Украины.

Сейчас эта проблема решается с помощью так называемого централизованного туризма. Речь идет об организации массового отдыха государственных служащих, работников правоохранительных органов и крупных государственных предприятий ("Почты России", "Россет", "РусГидро", Сбербанка, "Ростелекома", "Роснефти" и др.). Кроме того, российское правительство выделит значительную сумму на финансирование субсидии для оздоровления детей из 71 региона Российской Федерации. Сумма субсидии, как и количество детей, которые будут оздоровлены, пока не уточняется. Согласно подсчетам Александра Бурдонова, благодаря туризму по путевкам на полуостров удастся привлечь около 1 млн туристов. При этом эксперт прогнозирует, что в целом в этом году Крым посетит примерно 1,5 млн туристов. Таким образом, падение турпотока, по мнению Бурдонова, будет не катастрофическим и составит лишь 25-30%.

Своеобразным ноу-хау является система шефства российских регионов над крымскими районами и городами, которая заключается не только в предоставлении поддержки специалистами, но и передаче организованных групп туристов. Например, Черноморский район был закреплен за Тюменской областью, Сакский – за Самарской, Севастополь – за Москвой и т.д.

Отметим, что централизованный туризм имеет свои недостатки. Прежде всего он ориентирован на загрузку санаториев и баз отдыха, а частный сектор останется обделенным. Также, по информации российского журналиста Валерия Федотова, в стране возник бизнес по предоставлению поддельных справок об отдыхе в Крыму, поскольку не все госслужащие хотят отдыхать на полуострове.

Главными проблемами для республики является адаптация к российскому законодательству и транспортное сообщение. Если первая будет решена до 1 января 2015 года, когда закончится переходный период и завершится перерегистрация прав собственности, в первую очередь, на недвижимость, то вторая проблема требует более длительного и кропотливого решения.

Напомним, что основную часть турпотока в Крым обеспечивала железная дорога. Так сложилось исторически, что прокладка ветки Лозовая – Джанкой – Севастополь (1875 год) дала толчок развитию полуострова. Именно этот вид транспорта обеспечивал около 80% туристов, которые приезжали в Крым. Поэтому любые проблемы с железнодорожным сообщением сразу же влияют на пассажиропоток в республику. Именно сейчас можно наблюдать такую ​​тенденцию, вызванную обострением отношений между Украиной и Россией. В результате граждане России или Беларуси, путешествующие на полуостров по железной дороге, дважды пересекают украинскую границу. Аналогичная ситуация сложилась и с автомобильным транспортом.

Правительство Крыма пытается компенсировать потери пассажиропотока на железной дороге путем его увеличения через аэропорт Симферополя и Керченскую паромную переправу. Однако как первый, так и второй пути имеют ограниченную пропускную способность. С 1 июня аэропорт принимает 62 рейса в сутки, преимущественно из России (возможный сейчас максимум – 80 рейсов в сутки).

Пропускная способность паромной переправы после референдума была увеличена в 2,5 раза и составляет около 5 тыс. человек в сутки. Недавно, 6 июня, переправа временно стала полностью пассажирской, а грузовые перевозки были переведены в Феодосию. Сейчас возможности для увеличения пассажиропотока ограничены. Несмотря на это, очереди на переправе еще сохраняются. Владельцы автомобилей вынуждены простаивать по 10 часов. Этот факт не отрицают и крымские власти. Как отметил Аксенов, для налаживания нормального пассажиропотока пропускная способность переправы должна быть увеличена до 20 тыс. человек в сутки.

Читайте также: Что ждет банковскую систему Крыма

***

Несмотря на все оптимистические прогнозы, уже сейчас можно сказать, что нынешний курортный сезон в Крыму будет довольно напряженным и сложным. Причин и факторов, этому способствующих, много, однако основным, по нашему мнению, является нерешенность вопроса будущего статуса полуострова. Этот аспект сейчас является краеугольным камнем в сложных украинско-российских отношениях.

Вполне понятно, что в этом году в Крым приедет гораздо меньше туристов, чем ожидалось ранее. На фоне подсчетов количества туристов снова на второй план отошел вопрос качества туристических услуг. В этом контексте необходимо упомянуть, что в России, в отличие от Украины, сертификация объектов размещения по категории качества является добровольной, и, как следствие, может привести к ухудшению качества услуг. Несмотря на это, утверждает Александр Бурдонов, руководство республики должно решить этот вопрос на законодательном уровне и сделать сертификацию обязательной. "Без введения обязательного Свидетельства категории качества [объектов размещения] и общественного мониторинга соотношение цена/качество нельзя говорить о надлежащем качестве услуг, которые получат туристы в Крыму в этом году", – отмечает эксперт Федерации работодателей в сфере туризма Украины.

Несмотря на то, в каком государстве останется Крым, его туристическая отрасль нуждается в масштабных инвестициях, которые окупятся не за один год. Если этого не сделать, то в следующий раз курортный сезон не спасет даже централизованный туризм. А представить Крым без туриста – задача не из легких. Пока что...

Николай Засядько, "Слово и Дело"


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...