Следя за перипетиями властно-оппозиционных переговоров и вчерашних парламентских обсуждений, все более реальной становится возможность переформатирования большинства в парламенте в пользу проевропейского курса развития государства. Об этом, в частности, заявлял неформальный лидер евромайдановского движения Петр Порошенко. Учитывая тлеющую в воздухе перспективу возвращения к Конституции 2004 года и вчерашнюю отставку правительства Николая Азарова, такой отдаленный сценарий приобретает все более четкие очертания.
Превращение Украины в парламентско-президентскую республику, где правительство формируется не Президентом, а Верховной Радой, переместит центр принятия решений с Банковой (Администрации Президента) на Грушевского (парламент).
Заявления оппозиционных лидеров образца конца ноября - начала декабря 2013 года только сейчас начинают приобретать более понятное содержание для общественности. Очевидно, что идея заключается в формировании проевропейского большинства в парламенте, возвращении к Конституции 2004 года и формировании нового правительства, которое подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС. Где-то посреди упомянутых событий, согласно планам оппозиции, может произойти отставка Виктора Януковича и объявление внеочередных президентских выборов. Впрочем, вполне возможно, что Виктор Федорович будет оставаться на своем посту до 2015 года. Одной из главных причин отчаянной борьбы украинской оппозиции на Майдане Независимости последние два месяца, наверное, была цель по отмене конституционной реформы 2010 года, когда с подачи Конституционного Суда Украина была преобразована в президентско-парламентскую республику, а исполнительная ветвь власти стала подконтрольной Президенту.
Подтверждением перспективы переформатирования большинства стали слухи о недовольстве части сильных олигархов Украины решением об уходе от подписания Ассоциации с ЕС. К таким депутатам относятся лояльные бизнесмену Ринату Ахметову и Сергею Тигипко народные избранники. Согласно словам народного депутата Инны Богословской, которая вместе с мужем первой покинула фракцию Партии регионов после разгона Майдана 30 ноября 2013 года, группы депутатов Р. Ахметова и С. Тигипко отказались поддержать силовой сценарий разрешения кризиса в Украине через введение чрезвычайного положения.
В случае осуществления подобного сценария, парламентское большинство в Украине будет выглядеть следующим образом:
В целом новое большинство может набрать около 236 голосов, не считая 35 внефракционных депутатов. Сегодня еще трудно представить подобный расклад сил в парламенте, однако такая перспектива существует. Сейчас в Украине ведется напряженная политическая игра в кулуарах власти и открытая политическая конфронтация на улицах разных городов, а извне за этим наблюдают страны различных геополитических полюсов. Эти и масса других факторов могут кардинально повлиять на ситуацию и властно-оппозиционные переговоры.
Следует отметить, что в ответ на перспективу прихода к власти в Украине проевропейского правительства Россия уже начала принимать меры, напоминающие предостережение к возобновлению торговой войны с Украиной (с 29 января таможенная служба РФ начнет применять режим 100%-го досмотра товаров, импортируемых из Украины). Напомним, что среди крупных бизнес-групп, которые пострадали в результате таможенной войны с РФ упоминались "Метинвест" Рината Ахметова, "Интерпайп" Виктора Пинчука, "Рошен" Петра Порошенко и ИСД Сергея Таруты.
Забегая наперед, отметим, что устойчивость вышеупомянутого проевропейского парламента вызывает опасения, ведь большинство будет формироваться из многих разноплановых политических сил, которые до недавнего времени были врагами. В 2004 году при аналогичных условиях победители Оранжевой революции очень долго не могли поделить между собой правительственные портфели.
В целом большинство в парламенте Украины никогда не формировалось согласно идеологии или социальным вызовам, которые созрели в обществе. Напротив, политические партии побеждают на выборах путем манипулятивных политических технологий, максимально «размазывая» свою идеологию в центристско-популистских лозунгах, и продолжают прикрываться ими на протяжении всей своей парламентской каденции. Вместо выполнения конкретного плана действий для страны политические партии погружаются в кулуарные переговоры и создают провластные большинства (спущены по вертикали власти без учета способов загона туда депутатов), конъюнктурно ситуативные (создают две или более политические силы на постоянной основе) или ситуативные большинства (для голосования за конкретный вопрос). Неудивительно, что политический курс страны в таких условиях определить очень сложно - как для иностранцев, так и для простых граждан Украины.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»