Истребители для Украины: почему Запад мешкает с передачей ВСУ боевых самолетов

Сложно поверить, что ровно год назад Украина не могла получить от западных государств в качестве военной помощи ничего, кроме некоторого количества ПЗРК Stinger и ПТРК Javelin. С тех пор страна прошла огромный путь – на вооружение ВСУ поступили американские РСЗО M142 HIMARS, многочисленные самоходные и буксируемые орудия западных образцов, новейшие системы ПВО, легкая бронетехника и многое другое; в скором времени Украина получит даже западные основные боевые танки, которые на голову превосходят весь тот советский хлам, которым располагают российские террористы.

Только две «высоты» остались не взятыми – это западные боевые самолеты и дальнобойные, действительно дальнобойные ракеты. Это то оружие, которое должно закрыть небо Украины и обеспечить успех будущего контрнаступления.

«Слово и дело» разбиралось, почему Украина, несмотря на неоднократные просьбы, все еще не получила западные истребители и каковы шансы на то, что в скором времени их ей передадут.

Господство в небе

Российским террористам, несмотря на все их старания, так и не удалось завоевать господство в небе. Неожиданно зубастая украинская противовоздушная оборона, умелые украинские пилоты и операторы ПЗРК свели на нет все попытки рф закрепиться в небе – до сих пор российские самолеты действуют по-разбойничьи, трусливо предпочитая не приближаться к линии фронта, где их могут сбить; те же, кто вынужден все же приближаться к фронту, зачастую возвращаются на свои аэродромы подбитыми, или не возвращаются совсем.

Украинская ПВО уже научилась поражать в небе практически любые типы целей – от крылатых и авиационных ракет, которыми российские террористы заваливают объекты гражданской инфраструктуры, до тяжело бронированных штурмовиков Су-25 и «аналоговнетных» боевых вертолетов Ка-52. Но тут есть сразу два нюанса.

Первый из них звучит, как «практически любые» – есть цели, которые украинской ПВО пока что, к сожалению, не по зубам, потому что либо чересчур скоростные, либо находятся вне пределов досягаемости. Например, это высокоскоростные авиационные ракеты Х-22 и «Кинжал», или действующие с территории Беларуси истребители МиГ-31К, а также бомбардировщики Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160, которые стреляют ракетами только с территории рф.

Второй нюанс – что любая, самая совершенная система ПВО проигрывает в мобильности и скорости реакции самолету-истребителю. ПВО – в первую очередь, стационарный объект, предназначенный для прикрытия в основном таких же стационарных объектов, тогда как боевой самолет оперативен – он может оказаться в любой точке, где необходимо его присутствие, успешно перехватить и уничтожить цель. При этом, располагаясь на защищенных аэродромах, или даже на базах за границей, истребители будут неуязвимы для попыток российских террористов уничтожить их на земле.

Таким образом, получение Украиной западных самолетов, более совершенных, чем неоднократно модернизированные советские образцы на ее вооружении, становится крайне важным фактором, который позволит перевести боевые действия на качественно иной уровень.

Почему отказываются давать самолеты

Западные страны зачастую озвучивают несколько причин, по которым они отказываются передавать Украине боевые самолеты, или же максимально затягивают этот процесс, прогоняя его через многочисленные согласования и обсуждения.

Одной из причин указывают нежелание стран НАТО вызвать «эскалацию конфликта» – тем более, что Кремль, до смерти перепуганный возможностью появления достаточно современных самолетов в составе ВС ВСУ, не скупится на угрозы, пугая западный мир всем подряд – от немедленного начала ядерной войны до развала россии на группку преступных группировок с ядерным оружием.

Военный эксперт Игорь Лосев считает, что западные страны не уверены, что Украина действительно не будет применять боевые самолеты против российской территории – эти опасения действительно высказывались, и Киев заверил, что самолеты будут применяться только для деоккупации украинских земель.

«На западе боятся, что дашь вот Украине самолеты – а они неизвестно, как ими воспользуются» – считает он.

Еще одной причиной, которую часто озвучивают представители западных государств при разговоре о предоставлении самолетов Украине, является якобы длительный срок обучения пилотов современных самолетов. Мол, из-за такого длительного периода овладения боевыми самолетами передача их Украине – дело даже не одного года.

Эту тему опровергают украинские военнослужащие – как бывшие, так и действующие. В частности, известный украинский пилот Вадим «Карайя» Ворошилов считает, что украинские пилоты, особенно с боевым опытом – а других в ВС ВСУ сейчас, по сути, и нет – в очень краткие сроки сумею освоить любые западные самолеты. А полковник ВС ВСУ в отставке и военный эксперт Роман Свитан в ряде комментариев украинским и западным СМИ говорил о том, что на обучение украинских пилотов понадобится самое большее полгода.

Эксперт по вопросам авиационного сектора Богдан Долинце в эфире Национального телемарафона высказался по этому вопросу более ясно: все зависит от того, насколько опытным будет обучаемый пилот.

«Если мы говорим о подготовке военного пилота с нуля, то, как правило, срок подготовки составляет от пяти до 10 лет. И стоит в среднем от 150-200 млн грн. Это очень дорогой процесс подготовки пилотов. Если мы говорим о подготовке уже действующих пилотов, когда есть пилоты и необходимо фактически им расширить допуски, дать возможность эксплуатировать новые виды техники, то здесь очень сильно будет зависеть от того, какая квалификация этого пилота, какие допуски он до этого имел» – сказал он.

Эксперт считает, что в среднем срок подготовки украинских пилотов может составить от четырех до шести месяцев, даже с учетом того, что любой западный самолет очень отличается от советских образцов на вооружении украинской армии.

Политтехнолог Алексей Голобуцкий высказал еще одну интересную точку зрения – что было бы быстрее и дешевле параллельно с обучением украинских пилотов сажать за штурвалы западных истребителей ветеранов западных армий – отставных пилотов ВВС стран НАТО.

«Быстрее и проще будет сажать за штурвал не украинских пилотов, а ветеранов – просто платить им деньги. Ветеранов, которые летали на этих самолетах – американцы там, со всего мира собрать… Это на самом деле гораздо дешевле будет – просто платить им зарплату. Все равно ясно, что все эти «красные линии» россиян, это все для проформы говорится. У нас тут есть и военные специалисты, и добровольцы… Я не вижу разницы между тем, что доброволец, американский гражданин, стреляет из пулемета на фронте, или он летает на самолете» – сказал он.

Конечно, кроме обучения пилотов, возникает вопрос инфраструктуры для западных самолетов, а также наличия возможностей для их обслуживания.

«Самолеты – это вершина всего: промышленности, инфраструктуры, денежных вложений. Это же не просто так тебе дали самолет, и ты просто летаешь. Это целая система» – отметил Голобуцкий.

Впрочем, Министерство обороны Украины уже заявляло о готовности развернуть необходимые аэродромы и инфраструктуру для тех же F-16 в достаточно сжатые сроки.

Наконец, ряд государств, которые ближе всего находятся к россии, не хотят ослаблять собственные ВВС ввиду агрессивности и полной психической нестабильности восточного соседа – об этом, в частности, заявляли Финляндия и Швеция.

И даже девятая встреча в Рамштайне, на которую Украина возлагала немало надежд, кажется, ничего не изменила в этом вопросе. Так, в США заявили, что новостей о возможной передаче Украине самолетов пока что нет.

Хотя, вероятно, что эти решения приняты – идет же обучение украинских пилотов, в конце концов – и просто о них не говорят вслух.

Алексей Голобуцкий считает, что вокруг вопроса передачи самолетов Украине и вовсе может вестись большая и сложная информационная спецоперация, а Запад хочет сосредоточить все силы, предоставленные Украине, чтобы нанести рф последний, самый мощный удар, после которого все надежды россии свести войну хотя бы вничью завершатся крахом.

«У меня есть теория, ничем не подтвержденная… Что мы видим информационную операцию глобального масштаба. Все, что происходит с танками, с самолетами, с информацией о них – это часть этой войны. Это не означает, что нам не дадут самолеты, но это и не означает, что нам их дадут; это может быть и первый и второй вариант. Если говорить о тактическом вопросе, то кажется, что на Западе давно готовы – они просто хотят сделать один-единственный удар, мощный, в стиле того, который был нанесен осенью 2022 года, только более сильный. Он готовится на конец весны – там будут и танки, и бронемашины, и обучение наших военных… и там, скорее всего, уже появятся и эти самолеты» – отметил он.

Какие самолеты нужны Украине и кто их мог бы передать

Прежде всего, Украина может получить модернизированные советские истребители МиГ-29 от Польши и Словакии. Передача словацких самолетов МиГ-29 уже неоднократно обсуждалась в международном поле. К такому же шагу готова и Польша, правда, Варшава подчеркивает, что согласна передать истребители только в составе коалиции, точно так же, как это было с танками. Стоит отметить, что речь о передаче польских МиГ-29 Украине заводилась еще в 2022 году, но тогда, согласно сообщениям западных СМИ, сделку ветировал лично Байден, опасаясь «эскалации».

Второй по количеству тип истребителя, который Украина может получить в качестве военной помощи – это американские F-16 Fighting Falcon. В частности, такие истребители готовы передавать Нидерланды. В США также не исключили передачу этих самолетов в распоряжение ВСУ.

Плюс этой идеи состоит в том, что F-16 находятся на вооружении большого количества стран во всем мире. Более того, компания Lockheed Martin, которая изготовляет истребители F-16, уже заявила, что не готова поставлять истребители напрямую Украине, однако готова продать новые самолеты такого же типа всем государствам, которые примут решение передать F-16 Украине.

ВСУ, комментируя возможность получения Украиной F-16, отметили, что эти самолеты могут стать весомой частью украинской ПВО; поражать баллистические ракеты они, конечно, не смогут, но вот перехватывать крылатые, в том числе ранее неуязвимые для ПВО российские Х-22 – вполне.

Наконец, на вооружение ВСУ могут поступить и вовсе достаточно «экзотические» варианты. Прежде всего, речь идет о французских истребителях Dassault Rafale и британских истребителях Eurofighter Typhoon.

Французские самолеты Украина могла получить еще до войны – в 2021 году рассматривался вопрос о замене украинских МиГ-29 и Су-27 на истребители Rafale. Dassault Rafale – многоцелевой истребитель четвертого поколения, который выпускается французской компанией Dassault Aviacion. Он начал разрабатываться в 1986 году и только спустя 20 лет полноценно стал на вооружение. Самолет считается одним из наиболее лучших в своем классе.

Eurofighter Typhoon – это многоцелевой истребитель четвертого поколения, который выпускает компания Eurofighter Jagdflugzeug GmbH. Самолет является совместным проектом Великобритании, Германии, Испании и Италии: его начала разрабатывать в 1983 году, а серийное производство началось только в 2003 году. На тот момент это был самый лучший истребитель мира, так как F-22 только создавались, а про F-35 и речи не шло. Получение такого самолета существенно усилит возможности ВСУ.

Еще один «экзотический» вариант – шведский истребитель четвертого поколения Saab JAS 39 Gripen. Украина не так давно отправила официальный запрос Стокгольму и сейчас шведское правительство изучает его. Разработка «Грифона» – именно так расшифровывается название шведского истребителя – велась с 1980 по 1997 год, когда он был принят на вооружение. Gripen считается немного более худшим вариантом, чем Rafale, F-16 или Typhoon, однако у него есть несколько неоспоримых достоинств, главные из которых – цена и удобство.

Как заявляли спикеры ВСУ в конце января 2023 года, в первой волне поставок есть надежда получить 24 западных истребителя любой модели. А всего Украине нужно пять авиабригад – они обойдутся примерно в 30 млрд долларов, но это небольшая цена за разгром российских террористов и исключение восточной угрозы для Европы раз и навсегда.

Антон Корж, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО