Израиль традиционно старался дистанцироваться от войны в Украине, невзирая на многочисленные намеки и прямые просьбы украинского правительства о помощи. Однако после новостей о крепнущем военном сотрудничестве традиционного израильского врага, Ирана, и россии настроения в Тель-Авиве, похоже, начинают меняться в пользу Украины.
«Слово и дело» разбиралось, может ли Израиль наконец-то решиться на оказание военной помощи Украине и что мы можем получить оттуда.
Позиция Израиля
Тель-Авив старается держаться в стороне от войны, осуждая ее на словах, но почти не оказывая никакой помощи Украине. В частности, Израиль до сих пор не присоединился к антироссийским санкциям, несмотря на неоднократные призывы. Также Израиль не передает Украине оружие, заблокировав поставки ПТРК Spike из стран Балтии и отказавшись продать Украине «Железный купол». Максимум, на который ранее могла рассчитывать Украина - это поставки снаряжения, амуниции, невоенных грузов; в списке – тонны медикаментов, полевой госпиталь во Львовской области, который принял 6000 пациентов, 4 бронированные машины скорой помощи, десятки тысяч продуктовых наборов.
Однако после известий о том, что Иран уже передал российским оккупантам сотни дронов-камикадзе, бороться с которыми можно, но довольно сложно, а также готовится поставить баллистические ракеты средней дальности, позиция Израиля начала понемногу изменяться. Например, министр по делам диаспоры Израиля Нахман Шай призвал оказать Украине ту же военную помощь, которую оказывает ей НАТО и США.
«Больше нет сомнений в том, какую позицию должен занять Израиль в этом кровавом конфликте. Пора Украине получить также военную помощь, такую, как оказывают США и страны НАТО» – отметил он.
Подобную точку зрения высказали иные израильские политики – лидер партии «Мерец» Захара Гальон, министр транспорта, лидер партии «Авода» Мейрав Михаэли и другие.
Кроме того, ранее появились данные о том, что Израиль оказывает Украине помощь в вопросах предоставления информации об иранских дронах – израильской армии пришлось бороться с такими БПЛА значительно раньше, чем украинским войскам.
О том, какую истерику вызвало в рф заявление Нахмана Шая, свидетельствует то, что на арену выпустили одиозного Дмитрия Медведева, бывшего президента и действующего заместителя главы совета безопасности россии, который активно принялся угрожать Израилю. Помимо очередных словесных помоев в адрес Украины из уст Медведева, в сторону Израиля прозвучали фактически неприкрытые угрозы – мол, поставки израильского оружия ВСУ «станут очень опрометчивым шагом», которые полностью разрушат «отношения» между двумя странами.
При этом ранее президент Украины Владимир Зеленский критиковал как израильского премьера Нафтали Беннета, так и сменившего его на посту главы правительства Яира Лапида, за пассивность и нежелание выступить против рф совместно со всем цивилизованным миром.
Посол Израиля в Украине Михаил Бродский объяснил позицию своей страны определенными «интересами безопасности»:
«С россией мы также обсуждаем иранский вопрос. И любой неосторожный шаг с нашей стороны может навредить этому диалогу, который, в свою очередь, нанесет ущерб безопасности Израиля. Ни одно правительство Израиля не пойдет на такой шаг» – рассказал он в интервью РБК-Украина, добавив, что возмущение президента Зеленского касательно отсутствия военной помощи от Израиля якобы «не отображает картину целиком».
Что от Израиля может получить Украина
Израиль в том случае, если изменит свою позицию, может передать Украине ряд важных военных технологий, а также передовое вооружение, которое поможет бороться с российскими оккупантами и парировать российский ракетный террор.
Еще в мае советник Офиса президента Алексей Арестович отмечал, что Израиль может передать Украине ПТРК Spike – одну из лучших противотанковых систем мира.
«Есть, например, Spike – такой дальнобойный ПТРК, который позволяет оператору менять траекторию в ходе полета, перенацеливать – летела в один танк, полетела в другой» - отметил он.
Также в распоряжении Украины может наконец-то оказаться пресловутый «Железный купол». Да, теоретически он не поможет против ударов зенитных и крылатых ракет, но есть много городов, которые противник обстреливает из РСЗО – например, Никополь. И здесь «Купол», созданный именно для перехвата подобных ракет, запускаемых палестинскими исламистами, вполне подойдет.
А еще Израиль может помочь Украине антидронными системами, передавая их не через «третьи руки», а напрямую в распоряжение ВСУ; помочь обучением украинских военных; наконец, помочь прямым сотрудничеством в борьбе с «поставщиком» российских оккупантов – Ираном, который является прямым врагом Израиля и который в текущий момент важно нейтрализовать для Украины.
Впрочем, все зависит от того, говорят знакомые с политической ситуацией в Израиле эксперты, кто придет к власти в стране. Если сохранится правительство Яира Лапида, стоит ожидать более решительной и весомой помощи Украине. А вот если к власти вернется Беньямин Нетаньяху – тот самый, который в 2014 году отказался осудить аннексию Крыма россией и известен своей пропутинской позицией – о какой-то военной помощи Украине придется забыть, как и о помощи украинцам в целом.
С другой стороны, несмотря на то, что рф долго обрабатывала население Израиля пропагандой, на проукраинские акции выходят все же больше людей, чем на пророссийские – тысячи и десятки тысяч против нескольких десятков или нескольких сотен. Важную роль сыграл путинский ядерный шантаж – если до этого многие израильтяне воспринимали российского президента, как «рационала», то теперь их симпатии склоняются явно не на его сторону; сложно одобрять действия человека, который завтра может ввергнуть мир в ядерный хаос.
В целом, остается только надеяться, что позиция Израиля – которая заключается в лавировании между обеими сторонами конфликта и поддерживается 53% населения страны – медленно, но верно начнет меняться.
Антон Корж, специально для «Слово и дело»