Инфляция в Украине бьет рекорды. Из-за масштабного вторжения рф и мирового кризиса она уже превысила 20% – это цифра, которую до февраля 2022 года вообще невозможно было себе представить.
Согласно данным Госстата, в августе инфляция разогналась до рекордных 23,8% в годовом измерении. Хотя в целом, она осталась в пределах разброса между прогнозом Национального банка Украины (23%) и прогнозом аналитиков (25%).
Кабинет министров рисует на 2023 год еще более грустные прогнозы. В проекте государственного бюджета на 2023 год, который был поддержан правительством накануне, заложен курс доллара в 42 грн. Ожидаемая инфляция – в районе 30%.
«Слово и дело» поговорило с экспертами, чтобы выяснить, насколько реалистичным является инфляционный прогноз правительства, что может разогнать инфляцию еще сильнее или, наоборот, замедлить ее рост, а также что будет с долларом в следующем году.
Природа инфляции в Украине
По словам экономиста Андрея Блинова, сейчас инфляция в Украине разгоняется. Это, по сути, единственный показатель, который сейчас считает Госстат. По его мнению, инфляция и дальше будет ускоряться, стремясь к прогнозируемому значению. Однако рассчитывать ее стоит, опираясь прежде всего на такие факторы, как стоимость энергоресурсов и некоторые другие моменты, которые являются «высокочастотными».
«Сейчас очень много экономистов стараются отталкиваться от т.н. высокочастотных факторов – это стоимость энергии, платежи картами, и так далее. Есть прогноз НБУ - 31%... Сейчас большинство экономистов «пляшут» вокруг цифры «30» – пояснил он.
Он добавил, что как оценку инфляции, в том числе для нужд бюджета, было бы справедливым использовать то, насколько обесценились те или иные товары в течение года. В этом ключе цифра в 30+% выглядит вполне правдоподобной.
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак напомнил, что инфляция имеет два типа: инфляция спроса (высокие доходы населения, дефицит товара на рынке) и инфляция предложения (низкие доходы населения, удорожание себестоимости товара на рынке).
«Мы понимаем, что у многих украинцев доходы не просто сократились – их не стало. 15 миллионов украинцев - вообще внутренние переселенцы… Они потеряли работу, потеряли доход, живут либо за счет старых накоплений, либо за счет государственной помощи. У нас явно сейчас ситуация не инфляции спроса…» – отметил эксперт.
Он добавил, что рост цен происходит сейчас преимущественно за счет того, что растут цены на энергоресурсы (обязательный элемент себестоимости у всех без исключения товаров и услуг), особенно на топливо, которое с начала вторжения россии выросло в цене по меньшей мере вдвое.
«Никто не может работать себе в минус. Если дорожают элементы себестоимости, производители и продавцы поднимают цены на свой товар, тем самым провоцируя инфляцию. Это та самая природа инфляции, которая сейчас есть в Украине» – указал Новак.
При этом чиновники считают, что все не так плохо. Например, народный депутат и глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев напоминает, что инфляция сейчас – мировой тренд, и в некоторых странах, которые не ведут войну, она выше, чем в Украине.
«Это новая реальность, и мы здесь не должны быть шокированы. Если инфляционный процесс будет идти так, как идет, ничего катастрофического в этом нет. Да, это проблема, ситуация тяжелая, но никакой катастрофы в этом нет» – рассказал он.
Похожей точки зрения придерживается и министр финансов Украины. По словам Сергея Марченко, в воюющей стране все могло бы быть значительно хуже и вообще, инфляция – это сейчас не самое главное, что должно волновать Украину.
«Инфляция достаточно высока, если сравнивать с довоенным состоянием. Если сравнивать с другими странами – Европой, США, где инфляция приближается к десятипроцентным показателям, то наша инфляция в 22,2 процента не является такой критической. То есть это не инфляция, которая могла быть в воюющей стране… Нужно определиться: мы хотим выиграть в этой войне или мы хотим жить в воображаемом мире, когда у нас все хорошо и единственная проблема, которая нас может интересовать – инфляция» – объяснил он в интервью «РБК-Украина».
Надежды на прохождение инфляционного пика
Блинов считает, что инфляция в Украине в дальнейшем будет тормозиться.
По его мнению, причина в том, что в правительстве заложили дефицит бюджета и оговорили, что он будет закрываться за счет внешнего финансирования. Соответственно, у НБУ уже не будет необходимости выходить с масштабной эмиссией гривны - инструментом, который использовался для закрытия текущих потребностей государства в первой половине 2022 года.
«Если будет поддерживаться внешнее финансирование, если ситуация с занятостью, с загруженностью мощностей будет хотя бы напоминать нынешнюю (не ухудшится – прим. ред.), это будет говорить о том, что инфляцию немножко удастся… прижимать» - отметил он.
Блинов добавил, что свою лепту внесло и повышение учетной ставки НБУ до 25%, и ситуация на рынке банковских услуг, и пониженный потребительский спрос населения – все это, по идее, должно притормозить инфляцию в дальнейшем. В целом, считает он, инфляция в будущем году составит 20-25%.
Андрей Новак выразил мнение, что есть надежда на прохождение Украиной инфляционного пика и что дальше будет легче.
«Месяц-два тому назад, как раз, когда произошло подорожание цен на топливо, этот инфляционный пик, надеюсь, мы прошли. До конца года мы не ожидаем повышения цен на энергоресурсы. Топливо у нас и так все европейское, дорожать дальше ему просто некуда, а по газу и электроэнергии – правительство пообещало во время отопительного сезона не поднимать тарифы» – объяснил эксперт свою точку зрения.
Поэтому, добавил он, можно надеяться, что в сравнении с первым полугодием 2022 года, к окончанию года инфляция в стране снизится до примерно 25%. А в следующем году, по его мнению, все зависит от того, будут ли расти цены на энергоносители и как это будет отражаться на смене цен в Украине. В этом году был сильный всплеск цен на топливо и энергию – в этом году он закончится, если не будет никакой катастрофы, и тогда цены, возможно, будут снижаться.
«Если дальше будут расти цены на энергоресурсы, то инфляция будет ускоряться. Если нет, то прогнозируемой КМУ инфляции может и не произойти» – отметил Новак.
Что будет с курсом доллара
Блинов считает, что официальный курс доллара до конца года и в 2023 году будет корректироваться в зависимости от экономической ситуации. Возможно даже, согласно пожеланиям правительства, хотя это будет сложно.
Эксперт отметил, что есть разница – принимать западную финансовую помощь по курсу 36,6 грн/доллар, действующему курсу НБУ, или по курсу 42 грн/доллар. В последнем случае от одного и того же транша можно получить больше средств.
«Вы должны понимать – бюджет курс не прогнозирует. Ему этот расчетный курс нужен, чтобы учитывать поступления – от импорта товаров, западную помощь и так далее. Понятно, что есть большая разница – конвертировать, скажем, по 42 или по официальному курсу 36,6» – отметил он.
По его мнению, Минфин сейчас таким прогнозом задает планку, ниже которой курс не опустится. Но, как показывает исторический опыт, курс прежде всего складывается исходя из спроса-предложения на валютном рынке. Поэтому повлиять на него Минфин на самом деле практически не может. А НБУ, как основной маркетмейкер на текущий момент, старается курс доллара даже не комментировать.
«В любом случае, сейчас это будет в значительной мере упираться в два аспекта: первый – насколько жестко государство сейчас решит ограничивать импорт и переводить экономику на военные рельсы, второй – стабильное финансирование от западных партнеров» – резюмировал он.
В то же время Андрей Новак придерживается другой точки зрения. Прежде всего, эксперт выразил неудовольствие действиями Нацбанка – по его мнению, там только ухудшают ситуацию, а не стабилизируют ее.
«Абсолютно необоснованно НБУ поднял учетную ставку с 10% до 25%, аргументируя ее как раз борьбой с инфляцией. Но у нас явно не инфляция спроса, ради борьбы с которой обычно повышают учетную ставку, у нас другой вариант» – объяснил он.
Новак считает, что курс доллара мог бы быть более стабильным по отношению к национальной валюте. Украина сейчас, благодаря финансовой помощи Запада, выделяемой оперативно и даже с запасом, получает больше доходов, чем планировалось ее бюджетом мирного времени.
«Вместо этого НБУ систематически девальвирует национальную валюту» – добавил он.
Прогнозировать курс валют на данный момент невозможно, так как, во-первых, Украина не имеет какой-либо курсовой валютной стратегии, а во-вторых, в первую очередь – курс определяет рынок.
Так что сейчас, резюмировал он, можно просто гадать о реальном курсе в любую сторону как угодно, так как просто нет базы для прогнозирования.
Тем временем в Кабинете министров уже заявили, что в следующем году Украина нуждается в 38 млрд долларов для покрытия дефицита бюджета. Соответствующую сумму планируется покрыть благодаря помощи от международных партнеров – США, Евросоюза и МВФ.
С учетом поддержки партнеров до конца этого года, в том числе – 11,7 млрд долларов от США, 1,4 млрд долларов от МВФ и 8 млрд долларов от Евросоюза Украина проходит 2022 год «финансово стабильно».
Антон Корж, специально для «Слово и дело»