Проект государственного бюджета Украины на 2023 год, презентованный Кабинетом министров Украины под условным названием «бюджет воюющей страны», появился в общем доступе.
«Слово и дело» собрало комментарии экспертов по поводу проекта бюджета страны на следующий год – насколько реалистичны указанные в нем цифры, что они означают и получится ли дофинансировать бюджет согласно желаниям правительства.
Что будет в бюджете и что говорят эксперты
Впервые в истории на оборону планируют выделить около половины от суммарных затрат. Вторым по объему финансирования (и впервые – не самым главным пунктом расходов) указываются социальные потребности граждан.
В то же время сокращены многие расходы бюджета. Например, значительно урезаны расходы на содержание органов власти. Урезаны некоторые другие траты бюджета. Среди прочих «под раздачу» попали аграрии – министр агрополитики Николай Сольский отметил, что государственной поддержки аграрного сектора в 2023 году не будет.
Рекордным является и прогнозируемый дефицит, который составляет более 50% от необходимой суммы расходов. Закрывать финансовые дыры предполагается преимущественно за счет внешних заимствований (94% дефицита покрываются внешними займами).
Денис Попович, журналист, военный обозреватель:
«Бюджет на 2023 год – это бюджет воюющей страны, необходимый для финансирования резко разросшейся армии – выплаты денежного обеспечения военнослужащим, закупки оружия, боеприпасов, амуниции, техники, горюче-смазочных материалов.
Совершенно очевидно, что закладывая такую большую сумму на военные нужды, Украина делает задел на то, что война может перейти и в следующий, 2023 год. Поэтому средства могут понадобиться и на мобилизационные мероприятия, и на обучение новых солдат.
Нет никаких сомнений в том, что увеличение затрат необходимо. Остаются сомнения только в том, хватит ли предложенных средств.»
Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины:
«Тот проект бюджета, который подало правительство на рассмотрение Верховной Рады – понятно, что это бюджет воюющей страны. Вряд ли до конца этого года закончится активная фаза войны, поэтому затраты на оборону, на ведение войны, безусловно, надо закладывать на следующий, 2023 год.
Около 45% затрат – это затраты на оборону. Это вполне нормально для страны, которая страдает от масштабной военной агрессии, логика в этом есть.
При этом правительство в следующем году не уменьшает социальные выплаты, они остаются на уровне этого года. Естественно, при наличии возможностей и финансовых ресурсов поднимать социальные выплаты безусловно надо – так как инфляция в 25-30%, серьезно ударит по покупательной способности украинцев.
Немного настораживает оптимистический прогноз о росте ВВП, заложенный в бюджете. Если активная фаза войны затянется на один, два, а то и три квартала следующего года, в этих условиях говорить о росте ВВП будет очень сложно.
Какими бы ни были затраты и дефицит бюджета, какими бы ни были потребности Украины в следующем году – все это будут нам покрывать наши партнеры, около полусотни стран мира, самых развитых и богатых. Они не раз на уровне высшего руководства – президентов, премьер-министров – подчеркивали, что будут поддерживать Украину столько, сколько это будет нужно. Речь не только о военной помощи, но и о финансово-экономических потребностях Украины.
В целом, за бюджет следующего года волноваться не нужно – это будет бюджет страны, которая воюет не только за себя, но и за весь цивилизованный мир, поэтому все бюджетные потребности Украины в следующем году будут обеспечиваться вне зависимости от того, какова будет реальная ситуация в экономике.»
Андрей Блинов, экономист:
«Это достаточно удачная попытка отразить то, что есть сейчас – факт, который сложился ближе ко второму полугодию 2022 года и перекочевал в следующий год. Правительство исходит из того, что война, военное положение продлятся весь 2023 год.
Там Кабмин говорит об относительных цифрах, но в целом, мы видим, что то, что заложено на следующий год, отвечает тем затратам, которые есть сейчас, в ежемесячном и еженедельном режиме.
Социальные нормативы, по сути, не меняются, они остаются на уровне нынешнего года. Это говорит о том, что размеры социальной помощи, скорее всего, мало изменятся, реальные изменения возможны только на процент инфляции.
Дефицит бюджета, полтора триллиона гривен, при прописанном курсе – 35 млрд долларов, это приблизительно по три миллиарда долларов в месяц. Снова-таки это тот факт, который сложился по итогам 2022 года. В первые месяцы помощь от международных партнеров поступала мало, это вынудило НБУ выходить с рекордной эмиссией - 105 млрд гривен на покрытие расходов, но дальше Нацбанк вернулся к стандартной практике эмиссии – 30 млрд гривен в месяц. Все остальное, даже с небольшим запасом, покрывается зарубежными партнерами.
Единственное, что бы мы с вами ни прописали, что бы ни прописали депутаты, какой проект не принял бы кабинет министров, все зависит от воли партнеров: как они будут договариваться, следовать своим обязательствам.
Пока, на мой взгляд – вполне реалистично.»
Бюджет возможностей в условиях войны
Между тем, еще в середине августа министр финансов Украины Сергей Марченко предупреждал, что бюджет на 2023 год может быть максимально жестким.
«Не будет расходов, которые не будут пересмотрены. По всем сферам однозначно будет пересмотр всех расходов, оптимизация. У нас бюджет получается с одной стороны очень сложный, потому что сложный год, сложные макропоказатели, которые трудно объективно оценить, много неизвестных. Но с другой стороны – достаточно простой. Потому что мы должны профинансировать пенсии пенсионерам, зарплаты медикам, педагогам, социальную защиту граждан, выплаты внутренне перемещенным лицам и средства на военную кампанию, на армию. Все. Бюджет будет чрезвычайно жесткий. Это бюджет возможностей в условиях войны. Но при этом есть надежда, что мы сможем его профинансировать», – рассказал он.
В Офисе президента предупреждали, что к концу 2022 года дефицит бюджета может достигнуть рекордной суммы – 50 млрд долларов (тогда как предусматривалось семь миллиардов).
В целом, эксперты оценивают показатели проекта бюджета на 2023 год, как реалистичные, хотя некоторые моменты в проекте называют спорными. Вероятно, что проект бюджета утвержден, как некий компромиссный вариант.
Однако эксперты уже сейчас не видят особенных препятствий к его реализации – особенно, если Украина будет бесперебойно получать западную финансовую помощь.
Антон Корж, специально для «Слово и дело»