С начала ноября мир все чаще говорит об угрозе полномасштабной агрессии России на территорию Украины. Об этом предупреждают в СМИ, американская и украинская разведка. Даже названы сроки – начало 2022 года и направления возможного вторжения российских войск на территорию Украины.
Россия и раньше накапливала войска на границах с Украиной, правда, сейчас такая угроза вызывает большее беспокойство из-за ряда факторов.
Первый фактор – инкорпорация Беларуси в состав России посредством договоров о так называемом «союзном государстве», а фактически Кремль получил полный контроль над белорусским диктатором Александром Лукашенко и его сетью КГБ. Нынешнее событие часто сравнивают с аншлюсом – захватом и присоединением в 1938 году нацистской Германией тогдашней Австрии.
Для Украины – это плохая новость, ведь размещение российских войск на территории Беларуси – это дополнительные 1084 километра границы на севере нашего государства с вероятно агрессивными намерениями врага.
Второй фактор – «слабый» Запад. В Европейском Союзе уже отметили, что военную помощь в случае агрессии России на Украину – ждать не стоит. Партнеры США и Великобритания хотя и готовы прийти на помощь Украине, однако воевать вместо нашего государства не будут. В целом, учитывая смену власти в Германии, не слишком убедительную Францию, «газовый вопрос» и разъединяющую угрозу очередного миграционного кризиса среди других восточноевропейских стран, имеющих ту самую общую границу с Беларусью, Кремль получил достаточно убедительное геополитическое преимущество, с чего может иметь хороший бонус.
Третий фактор – сама Украина и происходящие в ней внутриполитические процессы. Новый масштабный политический кризис может иметь неуправляемые последствия, в том числе обусловленные массовыми акциями протестов. И такой фактор также может стать дестабилизирующим для страны-агрессора.
Остается ключевым вопрос – зачем России полномасштабная война с Украиной и какой она может быть на самом деле?
Новые условия для Украины
Безусловно, еще один фактор напряженности для полномасштабных планов агрессора – полный коллапс Минских соглашений и Нормандского формата. Переговорный процесс зашел в тупик, и главным инициатором этого процесса была позиция России.
Учитывая это, существует вероятность, что накоплением войск Россия пытается создать очередное напряжение на границах с Украиной, которое может стать началом военной операции с целью получить новые переговорные позиции для возвращения части оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей под контроль Украины на выгодных России условиях. То есть некий «Минск-3» со значительно более широким пакетом условий для Украины, которые, по сути, будут означать потерю суверенитета нашим государством.
Подобный сценарий уже происходил в 2014 и 2015 годах – окружение возле Иловайска и Дебальцево. После обоих случаев Украина получала новые условия «мирного плана», предполагавшего в дальнейшем медленный запуск процесса федерализации и прекращение существования суверенного государства.
С другой стороны, ситуация существенно отличается от событий 7-летней давности. Украинские войска более опытны и лучше оснащены, готовы к бою. А эффект неожиданности, которым привыкла пользоваться Россия в реализации своих агрессивных намерений – безусловно, потерян. Кроме того, не только среди военных, но и среди рядовых граждан – значительно увеличилось количество тех, кто готов любым способом сопротивляться. К тому же, ветеранская община воинов АТО и ООС в настоящее время насчитывает не менее 400 тысяч человек.
Именно поэтому, вероятнее всего, Россия может провести одновременно несколько малых военных операций по дестабилизации ситуации на границах с Украиной с целью принудить Запад и руководство нашего государства к новым «мирным» переговорам. Для этого на севере Украины – со стороны Беларуси – для провокаций могут быть использованы те же мигранты. На «восточном» фронте могут активизироваться наемники и боевики так называемых ДНР-ЛНР при поддержке регулярных войск. А вот эпицентром военных действий может стать обострение на границе с оккупированным Крымом.
Именно часть Донецкой области с Мариуполем могут стать основной военной задачей для дальнейшей оккупации украинских территорий. В России для этого уже придумали очередную легенду о существенном усилении сотрудничества Украины с НАТО именно на данном направлении, так что поводом могут стать любые провокации со стороны регулярных российских войск. По словам представителя президента РФ, именно Украина ищет способ вернуться к силовому урегулированию ситуации на Донбассе под прикрытием увеличения присутствия в регионе военных НАТО.
Конечно, пока будет продолжаться эскалация с регулярными войсками, наступление на Мариуполь могут совершать так называемые «войска» без опознавательных знаков.
Давление на Запад
Влиятельные государства ЕС в очередной раз подчеркнули, что в случае какого-либо нарушения государственной границы или вторжения со стороны России в отношении Украины будут иметь «чрезвычайно серьезные последствия». Однако главная проблема состоит в том, что для действительно эффективного противодействия планам врага – стоило бы объявить перечень мер, которыми могут ответить западные государства на возможное вторжение России.
Одна из целей России в процессе дестабилизации ситуации у границ с Украиной – возможность «нажать» на страны ЕС и в контексте ускорения сертификации газопровода «Северный поток-2». Еще одна побочная цель – показать неспособность стран НАТО эффективно противодействовать агрессивным планам России. Таким образом, четко обозначить зоны влияния на последующие десятилетия. Для Кремля следующие 5-10 лет будут определять дальнейшее становление авторитарного режима и распространение своего влияния на европейском континенте. Ведь на восточных границах РФ ощутимо проигрывает в своем геополитическом влиянии более мощному Китаю.
В любом случае, Украина не останется наедине с врагом, а эффективное противодействие планам Кремля может стать существенным сдерживающим фактором для скорых военных операций РФ. В первую очередь, следует помнить, что основной целью агрессора является не столько физический захват территорий, сколько достижение геополитического господства в регионе постсоветского пространства.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»