Мандаты на стол: кто и как может лишить нардепов их полномочий

Александр Радчукполитолог

В очередной раз самая большая фракция монобольшинства «Слуга народа» будет обсуждать вопрос партийной дисциплины и возможного исключения из своих рядов несогласных с позицией пропрезидентской силы. На этот раз вопрос стоит даже острее ‒ говорится о возможности лишить депутатского мандата уже бывшего спикера Верховной рады Дмитрия Разумкова, которого недавно отозвали с должности.

Даже больше: лишить депутатских мандатов могут и тех, кто не проголосовал или проголосовал «против» отзыва экс-главы ВРУ, который, к слову, возглавлял список партии «Слуга народа» на досрочных парламентских выборах в 2019 году.

В украинской политике уже были прецеденты, когда после выхода из фракции депутатов лишали мандатов. Впрочем, как и тогда, так и сейчас данный вопрос вызывает особый резонанс ‒ ведь решение о лишении мандата принимают большинством голосов на партийном съезде, тогда как за народных депутатов (не важно, вышли они из фракции, или их пытаются исключить именно по политическим мотивам) отдали свои голоса избиратели на выборах.

В любом случае, история с отзывом экс-спикера парламента Дмитрия Разумкова может получить еще один толчок к обострению политического кризиса именно в случае решения о лишении его депутатского мандата. Осмелятся ли на этот шаг депутаты монобольшинства станет известно уже 18 октября после заседания фракции «Слуги народа», а реальные решения могут быть приняты уже во время партийного съезда, который ожидается в ноябре.

Партийный диктат

О семи главных основаниях, по которым могут быть досрочно прекращены полномочия народного депутата, говорится в статье 81 Конституции Украины. В частности, в пункте 6 статьи идет речь, что «невхождение народного депутата Украины, избранного от политической партии (избирательного блока политических партий), в состав депутатской фракции этой политической партии (избирательного блока политических партий) или выхода народного депутата Украины из состава такой фракции» ‒ считается достаточным основанием, чтобы лишить народного избранника депутатского статуса.

В 2016-м подобным образом решили наказать народных депутатов Егора Фирсова и Николая Томенко, которые вышли из фракции БПП из-за несогласия с позицией большинства депутатов по голосованию за нормы Государственного бюджета на 2016 год. На закрытом партийном съезде было принято единогласное решение прекратить полномочия двух нардепов. Уже через 3 дня ЦИК сообщила о лишении мандатов, а на следующий день спикер парламента объявил, что Фирсов и Томенко ‒ больше не народные депутаты.

При этом эксперты, в том числе и Венецианской комиссии, отмечают, что отзыв народных представителей политическими партиями является неприемлемым в демократическом государстве.

Еще в начале каденции Верховной рады 9-го созыва группой народных депутатов был внесен законопроект №1038 «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» (относительно приведения Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» в соответствие с Конституцией Украины)», которым вводился в действие механизм лишения депутатского мандата в случае выхода нардепа из состава фракции. Документ не отозван и до сих пор находится в комитетах. Однако против его принятия сразу же выступили многочисленные мажоритарщики от «Слуги народа», которых численно даже больше, чем «списочников». Дело в том, что данный законопроект, в случае принятия, давал возможность лишить мандата не только тех народных депутатов, которые избрались по спискам партий, но и тех, кто выдвигался от партии и победил по одномандатному избирательному округу.

Интересным является и то, что уже в нынешнем созыве, несмотря на многочисленные скандалы и решения об исключении из фракции монобольшинства, пока ни у одного из нардепов не забрали мандат. И если по некоторым из народных избранников эту процедуру сложно запустить, учитывая то, что они победили на выборах в мажоритарных округах, то, например, после скандала с исключением народного депутата Гео Лероса (№23 в избирательном списке «Слуги народа»), так и не было принято решение о лишении его депутатского мандата. Каждое отдельное подобное решение следует больше из политической целесообразности, чем имеет реальные законные основания.

Усугубление политического кризиса

В случае с отзывом экс-спикера Дмитрия Разумкова, ситуация с лишением мандата выглядит несколько сложнее. Согласно нормам регламента, председатель Верховной рады, первый заместитель и заместитель председателя Верховной рады не входят в состав депутатской фракции. Точно не известно, писал ли экс-спикер соответствующее заявление о выходе из фракции «Слуга народа», или данная норма сработала автоматически.

Таким образом, как будут оценены фракцией и съездом партии «Слуга народа» возможности лишения депутатских мандатов народных избранников из списка этой политсилы, до сих пор не понятно. Неизвестно, какой в этом вопросе может быть роль ЦИК ‒ хотя именно на сценарий, аналогичный прецеденту 2016 года, намекают в руководстве фракции монобольшинства.

В свою очередь Дмитрий Разумков пообещал, что в случае лишения его депутатского мандата будет обращаться в суд. Очевидно, имея на это достаточные юридические основания.

Все эти процессы означают, что в случае любого из вариантов развития событий углубления политического парламентского кризиса не избежать. Если пропрезидентская партия таки решит лишить мандатов несогласных с ее позицией народных избранников, то еще больше поставит под сомнение качество принятых решений в парламенте нынешнего созыва. Да и вряд ли такое решение станет стимулом для соблюдения партийной дисциплины теми депутатами, которые хоть как-то строят планы на дальнейшую политическую карьеру. Если же не лишит, это может углубить дополнительные центробежные тенденции внутри фракции.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО