На фоне принятия закона о деолигархизации в Украине и парламентских выборов в Германии, СМИ почти не заметили новость о том, что Палата представителей поддержала поправку к проекту оборонного бюджета США, которая может, как минимум, отсрочить запуск немецко-российского «Северного потока-2», а как максимум – вообще изменить геополитические расклады в Европе. Почему было принято такое решение и каковы возможные последствия?
Конгресс хочет быть услышанным
Большинство Палаты представителей на сегодня составляют демократы, то есть однопартийцы Байдена. Казалось бы, они должны были если не напрямую поддерживать позицию его администрации по российскому газопроводу, которая от агрессивной риторики по NS-2 трансформировалась почти в молчаливое согласие, то, по крайней мере, уже сейчас публично не противоречить главе Белого дома. Впрочем, американские законодатели оказались не готовы смириться с позицией пассивных наблюдателей.
Дело в том, что конгрессмены никогда открыто не выступали за завершение строительства и сертификацию проекта. Именно поэтому очевидно, что некоторые американские законодатели очень болезненно восприняли решение администрации Байдена все же не продлевать санкции против проекта и объявить совместное заявление с Германией в этом июле. Тем самым команда действующего президента де-факто отрезала Конгресс не только от принятия самого решения, но и от обсуждений и консультаций, чего законодатели в итоге простить не смогли.
Следует понимать, что американские конгрессмены обеспокоены не из-за рисков, которые «Северный поток-2» может нанести Украине. Они прагматично смотрят на ситуацию и не хотят усиления влияния России в регионе, ведь потом им самим придется думать как перекроить сферы влияния в Европе. Очевидно, что делать это значительно проще, имея в запасе действенный инструмент американских санкций.
Газопровод может стать «ахиллесовой пятой» Байдена
Понятно, что теперь для команды Байдена, независимо от результатов выборов в Германии, задача номер один – убедить теперь уже сенаторов, как из лагеря демократов, так и республиканцев, что следует все же выполнять стейтмент с Германией, и имплементировать свое согласие на завершение строительства.
Для того, чтобы принять оборонный бюджет США, президент Байден должен поставить под ним свою подпись, а до этого получить положительное голосование в Сенате. В отличие от Нижней палаты, в Верхней ситуация еще интереснее: демократы и республиканцы имеют по 50 голосов. Зато демократы имеют преимущество только в исключительных случаях: когда голоса распределяются поровну, голос Камиллы Харрис, как вице-президента, является определяющим. То есть, вполне прогнозируемо проект станет элементом внутриполитических перипетий, поэтому максимально непросто предусмотреть содержание финальной версии, которая попадет на подпись Байдену в Овальный кабинет. Одновременно, Украина снова получила напоминание о важности реальной двухпартийной и двухпалатной поддержки от США.
Более того, после вывода американских войск из Афганистана любые изменения в уже озвученных позициях находиться под пристальным вниманием как медиа, так и политиков – как говорят американцы он both sides of the isle. С одной стороны, это позволяет надеяться на более снисходительную позицию относительно союзников, таких как Украина, а с другой – Джо Байден сам взял на себя и США обязательства перед Берлином.
В целом та версия проекта, которую поддержала Нижняя палата Конгресса, отличная от предыдущих именно тем, что конгрессмены лишили Белый дом опции – накладывать санкции или нет, сделав это юридической обязанностью. Учитывая содержание предлагаемых ограничительных мер, можно уверенно утверждать, что Нижняя палата выбрала план «максимум», ведь предусмотрела как персональные, так и корпоративные санкции для всех, кто причастен к строительству проекта.
Задание на сейчас – продолжать убеждать теперь уже сенаторов об угрозах проекта
Насколько реалистично рассчитывать, что первоочередную версию поддержит и Верхняя палата – вопрос повышенной сложности. Это будет зависеть от других голосований, которых, безусловно, ждет Джо Байден. В частности, от важного законопроекта по инфраструктуре, который может попасть в Палату представителей уже на этой неделе и де-факто является одним из приоритетов президента.
Итак, конгрессмены свою работу сделали, за что им надо быть благодарными, ведь они также поддержали увеличение военной помощи официальному Киеву с 250 до 300 млн в следующем году. В последнее время конгрессмены и действующая администрация все чаще начинают считать деньги, которые выделили Украине с Капитолийского холма. Теперь – очередь за Сенатом, поэтому украинским парламентариям чрезвычайно важно активно включиться в эту непростую борьбу, подчеркивая важность этого вопроса для Украины и Америки. Кроме этого, надо продолжать диалог с представителями обеих основных партий, хотя с этим в последнее время, по крайней мере на публичном уровне, проблем не было.
Что касается газопровода «Северный поток-2», то поддержанная законодательная норма является критически важным предохранителем для его старта. Как считает главная лоббистка санкций против проекта, конгрессвумен от демократов из Огайо Марси Каптур, данная поправка также лишает Россию возможности усилить свою агрессию в Центральной и Восточной Европе. Де-факто она еще раз подтверждает тезис о том, что конгрессмены свою мотивацию вставлять палки в колеса уже достроенному, но не сертифицированном проекту.
Начинается очередной сложный этап для украинской дипломатии, и от способности аккумулировать усилия снова зависит очень многое не только для Украины, но и для региона в целом.
Владислав Фарапонов, политолог-американист, аналитик «Интерньюз-Украина»
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.