Новый политический сезон только начинается, а два главных события всего 2021 года уже позади, ничего не исправить, в том числе ощущение упущенных возможностей. Речь идет о тридцатилетии Независимости и о визите Владимира Зеленского в США. Потенциально очень продуктивные моменты, на выходе – ну такое.
Характерно, что президент Украины не стал показывать своим согражданам свой амбициозный «План трансформации Украины», а отвез его на презентацию в Соединенные Штаты, откуда мы узнали, что у Зеленского есть какое-то видение страны как «форпоста безопасности, цифрового, инфраструктурного и аграрного хаба». Вот же, казалось, был прекрасный повод – юбилей Независимости, покажи людям, расскажи, но как-то не пришлось. Если у него и были какие-то стратегические соображения, они были скудно размазаны по тридцати тематическим форумам, приуроченным к юбилейной дате, так и не были собраны до кучи и канули в безвестность. В Штатах на «План» отреагировали холодно.
Прием в Америке вообще был, судя по всему, максимально лишен сантиментов к молодому руководителю проблемной страны. Никаких скидок на неопытность никто давать Зеленскому не собирался, а дождаться восторгов по поводу его нестандартности от демократов, у которых до сих пор посттравматический синдром от нестандартного Трампа, и не приходилось. Наверняка запомнился и скандальный телефонный разговор украинского президента с предыдущим хозяином Белого дома, в котором Владимир Зеленский льстиво называет Дональда Трампа своим учителем в нетипичных подходах к организации власти.
При прочих условиях, можно было бы, наверное, рассчитывать и на другой прием, но эффект неожиданности Зеленского далеко позади, совсем скоро половина срока на президентском посту, вполне достаточно, чтобы успеть рассмотреть его попристальней и сделать выводы о масштабах фигуры, качестве окружения и уровне новизны украинской политики. А что такое политика вообще и украинская в частности, Джо Байдену рассказывать не надо. В общем, расчет на личное актерское обаяние, «химию», в случае с американским президентом был бесполезен. Тот предложил «мужской», и далеко не солнечный разговор, по характеристике самого Зеленского. Можно только предполагать, насколько. Наш после встречи выглядел очевидно озадаченным.
Байден нынче, по всем признакам, «сушит» ситуацию на российском направлении, и потому не намерен явным образом ни поощрять ускоренную процедуру принятия Украины в НАТО, ни забрасывать нашу страну обильной помощью. Ему нужна максимальная предсказуемость со стороны Кремля, и большего он пока не добивается, а для России натовские перспективы Украины – главная красная тряпка. Украина же должна быть достаточна сильна в обороне, чтобы не провоцировать слабостью дополнительную российскую агрессию, вот в этом ей помогут, не больше.
А чтобы было больше, нужно самим что-то делать: вот рамочные соглашения, сможете наполнить содержанием – дерзайте, а нет – ну и нет. Чьи проблемы?
Домашняя заготовка, с которой Зеленский выступил в Стэнфордском университете, очень показательна. Президент Украины без ложной скромности сравнил свою команду с основателями Apple, которые начинали в гараже: «Когда-то мы с командой сидели в небольшом офисе, генерировали идеи, в которые никто не верил, о которых говорили то, что часто говорили Стиву Джобсу: «Это невозможно». Ну, ок, команда перебралась на Банковую, что само по себе, не откажешь, невероятно. Однако, Владимир, где идеи? Где невозможное? Часики тикают.
Американцы вежливо улыбались.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»