30-летие Независимости Украины ‒ хорошая возможность проанализировать внешнеполитическую субъектность нашего государства.
Учитывая все обстоятельства, в которых оказалась Украина, вполне логичным выглядит курс на евроинтеграцию и членство в НАТО. Еще в феврале 2019-го Верховная рада 334 голосами приняла закон «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора)», которым закрепляется необратимость стратегического курса государства на приобретение полноправного членства в ЕС и НАТО.
Более того, согласно актуальных данных социологических исследований, большинство украинцев также считают эти внешнеполитические векторы доминирующими. Согласно социологическим исследованиям Социологической группы «Рейтинг» (с 20 июля по 9 августа 2021), за вступление в ЕС выступают 64%, в НАТО ‒ 54% опрошенных.
При этом, как показывают последние события, ни в НАТО, ни в ЕС ‒ Украину не слишком ждут, хотя и всячески поощряют. Как наше государство должно вести себя в этой ситуации, и какой должна быть наиболее выигрышная стратегия поведения?
ЕС, НАТО и США
Последние оценки президента Эстонии Керсти Кальюлайд относительно возможного вступления Украины в ЕС минимум в перспективе 20 лет вызвали серьезную дискуссию в украинских соцсетях. И эксперты, и политики указывают на несколько завышенные требования к Украине, хотя эстонский лидер апеллировала к вполне реальным кейсам с недореформированной судебной системой и проявлениями коррупции в Украине. Мол, наше государство постепенно выполняет пункты Соглашения об ассоциации и вот уже 7-й год остается непоколебимым в своем стремлении вступить в ЕС.
Впрочем, вступление в Европейский Союз ‒ заветная мечта не только для Украины. Учитывая внутренние проблемы ЕС, а к тому же, и непростое геополитическое положение Украины, в ближайшей перспективе о европейском «расширении на Восток» стоит забыть.
Такая же история и со вступлением в НАТО: ни в 2008-м, ни в 2021-м Украина существенно не приблизилась к членству в этой организации. Хотя, безусловно, с началом российской агрессии активно продолжается реформа в украинской армии, и наша страна активно сотрудничает со странами-членами НАТО и с самим Альянсом.
Последние события с возможным запуском «Северного потока-2» выявили слабые места и в отношениях между Украиной, Германией и США. Более того: требует перезапуска вся система гарантий безопасности, которые государства-подписанты Будапештского меморандума оказывали Украине в обмен на статус безъядерного государства.
Ближайшие соседи
С двумя странами-соседями из бывшего СССР ‒ Россией и Беларусью ‒ Украина имеет существенные разногласия и даже противостояние. Последние события в Беларуси свидетельствуют, что тамошний самопровозглашенный президент пытается во что бы то ни стало зацепиться за свою власть, и готов к полной инкорпорации с Россией.
Россия в последнее время, несмотря на санкции, продолжает мощное дипломатическое и военное давление на Украину. В Кремле частенько отмечают на возможности прямой вооруженной агрессии в отношении Украины. А саммит Крымской платформы стал еще одним свидетельством того, насколько враждебной является политика России.
Тем не менее, в последние годы Украине удалось наладить хорошие отношения с другими соседями, несмотря на ряд противоречий. И Польша, и Венгрия, и Румыния с Молдавией остаются прогнозируемыми государствами, ориентированными на сотрудничество. До сих пор не решен проблемный вопрос с существованием так называемой «Приднестровской Молдавской Республики»: этот «замороженный» конфликт создает напряженность и для суверенитета Молдовы, и для безопасности Украины.
Не так давно со стороны западных соседей на законодательно закрепленную инициативу обязательного преподавания на украинском языке в средней школе, резко отреагировали в Венгрии и Румынии. Очень непросто удалось сбить накал в отношениях с Польшей в 2017-2018-годах на фоне существенных разногласий по поводу вопросов исторической памяти и нахождения взаимопонимания со стороны обеих стран.
С перспективой в 10 лет
Претензии соседних государств прежде всего имеют очень простое происхождение: Украина с момента получения независимости, наконец, заявила о своей субъектности в государственной политике. И это здорово задело всех, кто имел собственные планы и видение реализации внутренней украинской политики в контексте интересов других государств.
В Кремле вообще не рассматривают Украину как самостоятельное государство и все время подчеркивают ее «искусственное» происхождение. Кроме того, в руках у России важные рычаги влияния на украинскую геополитическую субъектность ‒ временно оккупированные территории Донбасса и Крыма.
Конечно, единственно правильного рецепта, как наладить отношения с соседями, сохранив собственные интересы, нет. Придется действовать сразу на нескольких фронтах: защищать свои границы от прямой военной агрессии, реформировать отношения внутри общества на всех уровнях, и выстраивать грамотную внешнюю политику с государствами, с которыми на данном этапе возможен конструктивный диалог.
Сейчас Украина по своему геополитическому позиционированию могла бы ориентироваться на еще одно мощное государство в регионе ‒ Турцию. Этому государству, несмотря на непростую историю, удалось за последние 30 лет значительно улучшить свои экономические мощности, Турция является членом НАТО и одновременно многолетним кандидатом на вступление в ЕС. Турции, несмотря на ряд конфликтов, удалось развить армию и получить геополитический вес в черноморском и ближневосточном регионах. Этому государству удалось наладить очень конструктивное позиционирование и с ЕС, и с США, и с Россией и другими государствами-соседями. Скорее всего, Украина в ближайшие 10-15 лет, со многими оговорками, может пойти путем Турции. А может создать и собственный уникальный кейс геополитического позиционирования во всем восточноевропейском регионе.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»