Инструмент местных референдумов: как заработает народовластие на местах

Александр Радчукполитолог

8 апреля президент Украины Владимир Зеленский подписал новый закон «О всеукраинском референдуме», который наконец стал реальностью после десятилетия дискуссий и почти 3-х лет от даты, когда Конституционный суд признал закон 2012-го года таким, что не соответствует нормам Конституции.

Следующим вопросом в контексте реализации народовластия является принятие закона о местных референдумах. Соответствующий законопроект уже вынесен на обсуждение общественности, предложения к новому проекту закона можно вносить до 11 апреля. Одним из главных вдохновителей законопроекта является первый заместитель председателя Верховной рады Руслан Стефанчук, который выражает позицию относительно необходимости внесения на рассмотрение парламента данного документа уже в апреле текущего года.

«Мы планируем направить законопроект о местном референдуме в Венецианскую комиссию с целью получения заключения, которое надо будет анализировать и имплементировать в текст проекта. Планом законопроектной работы ВРУ на 2021 год определено, что законопроект о местном референдуме должен быть зарегистрирован в апреле. Надеюсь, что эти сроки будут соблюдены. Однако мы заботимся о качестве, а не о скорости принятия. Ведь это фактически уровень народной Конституции, согласно которой территориальная община будет жить в соответствии с принятыми решениями», ‒ подчеркнул Руслан Стефанчук.

Какие главные политические возможности и риски законопроекта о местных референдумах? Действительно ли он может стать рычагом влияния на региональные элиты из центра?

Инструмент народовластия или контроль над мэрами?

Одна из новаций местного референдума, согласно тексту нового законопроекта, ‒ выражение недоверия местному совету и (или) сельскому, поселковому, городскому голове. При этом, для инициирования такого референдума будет достаточно собрать согласие не менее 10% жителей территориальной общины.

Кажется, это не так просто, однако на местном уровне для городских глав, которые выиграли не в первом туре выборов, такая предусмотренная возможность в законодательстве о местном референдуме ‒ огромный вызов. Ведь этим могут воспользоваться политические оппоненты ‒ как на местном уровне, так и на общенациональном. Учитывая уровень современных информационных технологий, собрать необходимое количество голосов жителей территориальной общины и впоследствии на референдуме объявить недоверие местной власти ‒ представляется не слишком сложной задачей при отсутствии достаточной поддержки у представителей местной правящей элиты.

С другой стороны, наоборот ‒ более «сильные» и влиятельные местные власти могут инициировать референдум на местном уровне для усиления своих переговорных позиций с центральной властью. Например, утвердить через местный референдум программу развития территориальной общины или изменения, которые бы заставили центральную власть отреагировать на запрос общины, совершенный посредством наиболее демократического инструмента народовластия.

Так или иначе, самым действенным предохранителем утилитарного использования закона о местных референдумах могут быть только мощные и развитые институты гражданского общества, которые смогут своевременно реагировать на те или иные «перекосы» в применении инструмента местного референдума.

Призрак сепаратизма

Что касается опасений относительно возможного применения законодательства о местных референдумах с целью нанести ущерб суверенитету Украины, то в данном аспекте законодатели заложили сразу несколько предохранителей.

Во-первых, согласно законопроекту, на местные референдумы не могут быть вынесены вопросы, направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности, а также направленные на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды.

Во-вторых, важным предохранителем является решение Центральной избирательной комиссии, которая будет рассматривать заявки на проведение местных референдумов именно на предмет соблюдения норм законодательства о народовластии. Конечно, любые попытки прибегнуть к условному «сепаратизму» сразу будут пресекаться на данном уровне.

Наконец, третий предохранитель ‒ это переходные положения нового закона. Отмечается, что местные референдумы на временно оккупированных территориях Донбасса и Крыма можно будет проводить только через три года с момента их возвращения в общую юрисдикцию Украины. Речь идет о конкретных шагах ‒ выводе российских оккупационных войск, восстановлении полного контроля Украины по госгранице, полноценном завершении на соответствующих территориях процедур по разоружению, демилитаризации и реинтеграции в соответствии со стандартами ООН и ОБСЕ.

Полезные законы

После законов о всеукраинском и местных референдумах предусмотрены и другие механизмы применения народовластия.

Например, внесение законодательных инициатив от народа, если процедура не будет слишком сложной, ее реализация может существенно повлиять на общее демократическое развитие государства. По примеру электронных петиций, предложенные законодательные инициативы могут набирать (или не набирать) необходимое установленным законом количество подписей других граждан. Если количество достаточное, народные депутаты должны включить законопроект «от народа» в повестку дня голосования парламента. Конечно, процедура может быть расписана более подробно, однако она будет отвечать практике законодательных процессов в большинстве демократических стран мира.

Планируется, что в системе законов о народовластии будут такие новые для украинского общества инструменты, как наложение народного вето, эффективный отзыв народных избранников по народной инициативе (пока такой механизм существует на уровне политических субъектов ‒ политических партий), вопрос о возможности влияния общин через народовластие на другие сферы ‒ прежде всего, речь идет о судебной власти.

Один из явных позитивов законодательства о местных референдумах и вообще о народовластии ‒ возможность снижения протестных настроений украинцев в период между выборами. Ведь часто насущные вопросы, требующие более оперативного реагирования, могут застрять на местном уровне, а вот негатив и недовольство общества ‒ автоматически перейти в режим ожидания следующих выборов, с сопутствующими негативными последствиями для управленческих и политических элит ‒ падением рейтингов, акциями протестов и информационными войнами.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО