С начала года гривна стабильно отвоевывает свои позиции у других валют. По состоянию на конец марта национальная валюта укрепилась на 2%. Весенние месяцы традиционно благоприятный период для курса гривны, впрочем, такое положение вещей не перестает удивлять, ведь отечественная экономика находится не в лучшем состоянии, а количество вызовов не уменьшается.
К пандемии коронавируса и очередным жестким локдаунам, неопределенности в сотрудничестве с Международным валютным фондом, добавилась еще и неблагоприятная ситуация на восточных границах Украины, у которых Россия продолжает стягивать войска с откровенно провокационными намерениями.
На этом фоне гривна сохраняет олимпийское спокойствие, а отсутствие панических настроений среди украинцев и какого-либо ажиотажа возле пунктов обмена валют и в банках вроде как добавляет уверенности в завтрашнем дне. Действительно ли национальная валюта может похвастаться такими радужными перспективами и в разрезе следующих месяцев?
Денег хватает
Большинство экспертов сходятся во мнении, что без так называемых «черных лебедей» в ближайшие 2 месяца курсу гривны ничего не угрожает. Наоборот: нацвалюта может еще больше укрепиться, или продолжит свое спокойное существование в коридоре 27,6 ‒ 27,8 грн за доллар.
Этому способствуют три основных и два «вспомогательных» фактора.
Во-первых, неугасаемый интерес нерезидентов к инвестированию в ОВГЗ. Сейчас общая сумма вложений составляет более 100 миллиардов гривен, и даже снижение процентной ставки не слишком отпугивает инвесторов ‒ они все равно получают хороший заработок в пределах 9-12% годовых, гарантированных под государственные облигации. Такие ставки ‒ одни из самых высоких в мире, поэтому инвесторы готовы рисковать.
Во-вторых, еще лучше чувствовать почву под ногами гривне помогут аграрии, которые начали продажу иностранной валюты для проведения весенних полевых работ.
В-третьих, спрос на украинскую экспортную продукцию не снижается, даже несмотря на кризисные явления в мировой экономике, вызванные пандемией коронавируса.
Еще двумя «вспомогательными» стабилизирующими факторами для национальной валюты является рекордная сумма золотовалютных запасов НБУ (которые составляют около 28 млрд долларов) и переводы украинцев из-за рубежа, которые в прошлом году только выросли до официальной суммы в более чем 12 миллиардов долларов.
В целом создается впечатление, что украинская экономика пока не испытывает недостатка валюты, что могло бы более благоприятно сказаться на процессе кредитования реального сектора экономики со стороны банковской системы. Однако именно этот аспект до сих пор остается наиболее непонятным ‒ при наличии достаточной денежной массы, подкрепленной валютой, условия предоставления кредитов все еще остаются слишком жесткими как для большинства малых и средних предпринимателей, так и рядовых украинцев.
Фактор «в минус»
Лучше спрогнозировать поведение гривны до конца текущего года удастся уже в июне ‒ именно в первый летний месяц в правительстве якобы ожидают нового раунда переговоров с МВФ и ЕС о предоставлении очередного транша кредита и макрофинансовой помощи.
Для этого Украине нужно выполнить несколько требований, в частности, это судебная реформа и усиление ответственности за недобросовестное декларирование. Чувствительным является вопрос функционирования НАБУ, ведь в МВФ отмечают важность сохранения за этим антикоррупционным органом реальной независимости от политических процессов.
Но даже если с МВФ не удастся достичь согласия летом, переговоры продолжатся осенью. В таком случае курс гривны может «просесть» до 28,2-28,5 гривен за доллар. А самым пессимистическим прогнозом, которым делятся эксперты, является девальвация нацвалюты до 29,5 гривен за доллар.
Но, похоже, и граждане, и бизнес, согласно социологическим и профильным опросам, еще в 2020-м были готовы к «моральной грани» в 29-30 гривен за доллар. На такие цифры украинский бизнес ориентируется уже около года, даже несмотря на более оптимистичные прогнозы НБУ и правительства. Интересным остается и то, как поведет себя регулятор в случае неожиданных «скачков» национальной валюты в сторону снижения. Ведь нынешние золотовалютные запасы позволяют уверенно чувствовать себя 2-3 месяца даже при самых драматических сценариях, с которыми может столкнуться украинская экономика.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»