Закрытие трех телеканалов, введение санкций против 19 юридических и восьми физических лиц, в том числе и в отношении народных депутатов. За последние две недели заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины стали главным источником сенсационных новостей.
Секретарь СНБО Алексей Данилов, которого ранее трудно было назвать слишком медийным чиновником в команде президента Владимира Зеленского, стал активнее комментировать и прогнозировать дальнейшие изменения в украинской политике, связанные с работой СНБО и угрозами национальной безопасности.
Уже после введения санкций в отношении нардепа от ОПЗЖ Виктора Медведчука и его жены Оксаны Марченко по статье «финансирование терроризма», Алексей Данилов анонсировал продолжение санкционной политики, в списки которой попадут новые народные депутаты. «Далее будут офшоры, собственность, все, что украдено с 1991 года у украинского народа, будет возвращено украинскому народу. Более того, все депутаты, у которых состояние 300-400 миллионов, люди добрые, где вы это взяли?», ‒ заявил Данилов.
Секретарь СНБО подчеркнул, что особенно тщательно обратят внимание на тех людей, которые обладают огромным состоянием, но никогда при этом нигде не работали. Мол, такие активы могут даже конфисковать. «Все будут возвращать, и в том числе, что касается украинских недр», ‒ заявил Данилов.
Возможно, последние новости и инициированные СНБО решения свидетельствуют о начале той самой «эры деолигархизации»? Так или иначе, президент и его команда запустили сложный и многоуровневый механизм изменений в политических реалиях, последствия которых пока что спрогнозировать не возьмется никто.
СНБО в главной роли
Теперь каждое заседание СНБО украинцы ожидают с нескрываемым интересом ‒ как будто некий украинский аналог телевизионного сериала, где в главной роли президент, секретарь и весь состав СНБО. Правда, угрозы нацбезопасности, о которых говорится в решениях СНБО, вполне реальные, хотя подобные решения достаточно жестко раскритиковали некоторые юристы якобы из-за их процедурного несовершенства.
Еще один упрек, о котором часто вспоминают относительно решения СНБО ‒ могли ли быть применены санкции именно к народным избранникам? Ведь в статье 107 Конституции Украины говорится о том, что СНБО координирует и контролирует деятельность именно органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны.
В начале этой недели на сайте Офиса президента уже анонсирована следующая «серия» заседания координационного органа по вопросам нацбезопасности и обороны при президенте Украины ‒ Владимир Зеленский и Алексей Данилов обсудили следующие шаги по выполнению недавних решений СНБО и планы на ближайшее время. Какими будут эти решения, пока остается тайной, однако внимание к заседаниям СНБО отныне максимальное.
Новая точка опоры и восстановления рейтингов?
Что это дает президенту и его команде? Прежде всего, все решения СНБО касались деятельности пророссийских политиков и противодействия вражеской пропаганде. А значит, запрет работы телеканалов и санкции в отношении политиков и близкого к ним бизнеса получат большую поддержку именно среди части украинцев, которые скептически относились к патриотической позиции президента. Прежде всего, наибольшее их количество среди сторонников «Европейской солидарности».
Параллельно запрет на трансляцию для телеканалов, на которых традиционно доминировали представители «Оппозиционной платформы ‒ За жизнь» уменьшит количество публичных площадок и упоминаний этих политиков. А значит, и рейтинги этой политсилы. Кроме того, «в пакете» с решением СНБО на прошлой неделе стало известно и о расследовании СБУ относительно пророссийского блогера Анатолия Шария, который хоть и в виртуальном формате, однако также оказал влияние на политическую активность партии своего имени на территории Украины.
Следовательно, введение в действие решений СНБО будет иметь положительный эффект не только на сферу улучшения ситуации с нацбезопасностью, но и существенно уже в ближайшее время изменит политическую палитру в Украине. Убедиться в этом, скорее всего, можно будет уже при анализе данных социологических исследований во второй половине марта текущего года.
Более того, СНБО ‒ коллегиальный орган, в заседании которого принимают участие премьер-министр, глава СБУ, генпрокурор и все министры силового блока, министр иностранных дел и председатель Верховной рады. В общем, 20 высокопоставленных чиновников наивысшего ранга, которые непосредственно влияют на решения о внедрении государственной политики в своей сфере ответственности. Это позволяет повышать вес решений СНБО и их легитимность в глазах украинцев. В ситуации с проблемами в судебной системе и пробелами в работе правоохранительных органов решение СНБО является хорошим основанием для мобилизации политической повестки дня главой государства. Ведь именно на основании решений СНБО президент подписывает соответствующие указы.
Антикоррупционные «три сосны»
Подобного вау-эффекта новостей от СНБО украинцы в свое время ожидали от новых антикоррупционных органов. Однако время шло, а впечатляющих результатов так и не наблюдалось.
Особенно острой до сих пор остается ситуация с НАПК, работу которого после решения Конституционного суда осенью 2020-го пришлось фактически разблокировать отдельным законопроектом усилиями парламента.
За последние несколько месяцев существенно активизировалась деятельность НАБУ и СБУ. Создается впечатление, что именно коллегиальные решения СНБО дали новое дыхание работе антикоррупционных органов.
Интересно вспомнить и о том, что ни при одном из предыдущих президентов заседания и решения СНБО не набирали такой общественной значимости, а сама должность секретаря хоть и считается одной из ключевых, однако влиятельностью не отличалась.
Во времена второй половины президентства Виктора Ющенко, а в дальнейшем и в начале президентской каденции Виктора Януковича секретарем СНБО была «регионалка» Раиса Богатырева. В 2012 году бывший президент Янукович назначил на эту должность влиятельного Андрея Клюева, однако как раз с целью уменьшить политический вес последнего. Неизменным руководителем СНБО при президенте Петре Порошенко был Александр Турчинов, который в сложные времена после событий Революции достоинства и до проведения досрочных выборов президента в мае 2014-го был исполняющим обязанности главы государства. Во всех этих случаях СНБО возглавляли влиятельные в свое время политики.
Нынешняя ситуация с СНБО существенно отличается от историй с предшественниками. Она одновременно усиливает позиции президента и становится «над» всеми другими антикоррупционными и правоохранительными органами, которые самостоятельно так и не решились за многие годы задеть особенно чувствительные политические вопросы.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»