Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заверил граждан страны в том, что 1 сентября текущего года дети пойдут в школы. Эту информацию подтвердил и главный государственный санитарный врач Украины Виктор Ляшко. Однако в тех регионах, которые окажутся в «красных» зонах распространения коронавируса, в школах будут вводить стандартный карантин на 2 недели, в течение которого дети будут учиться дома дистанционно, а после такого двухнедельного карантина смогут посещать школы после улучшения эпидситуации.
Министр здравоохранения Максим Степанов отмечает, что в новом учебном году украинские школы будут работать по действующим правилам адаптивного карантина. То есть школы не будут работать исключительно в тех городах или районах, где будет установлен «красный» уровень эпидемической опасности. В остальных районах, которые попадут в «зеленую», «желтую» и «оранжевую» зоны, школы будут работать в обычном режиме с четким соблюдением правил социальной дистанции и гигиены.
Однако беспокойство вызывает тот факт, что коронавирус постепенно мутирует, и уже сейчас фиксируется увеличение случаев заболеваемости именно среди молодежи. Эксперты отмечают, что риск появления вспышки заболевания в учебных заведениях растет из-за того, что дети чаще всего являются бессимптомными носителями коронавируса, что снижает порог бдительности и повышает коэффициент возможности передачи вируса. Этот фактор тоже стоит учитывать при формировании алгоритма деятельности школ в условиях пандемии. Не стоит забывать и о том, что в этих условиях наиболее уязвимой к инфицированию группой становятся учителя.
Не вызывают оптимизма и официальные данные, которые свидетельствуют, что эпидемия набирает обороты, и начало учебного года в обычном режиме, без сомнения, лишь добавит динамики количеству больных.
Так, какие есть варианты обучения? Как будут работать школы? Чего ожидать родителям и школьникам?
Мало времени на подготовку
Министерство здравоохранения разработало детальные рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в учебных заведениях в период карантина в связи распространением коронавируса, которые предусматривают соблюдение определенных требований всеми участниками образовательного процесса и создание максимально безопасной среды как для работников учреждений, так и для учащихся. Единственное, что не указано в рекомендациях, кто будет обеспечивать учебные заведения всеми необходимыми противоэпидемическими средствами или средствами для их приобретения.
Также вызывают вопросы некоторые организационные требования, касающиеся возможности определения различного времени начала и окончания занятий и перерывов для различных классов и групп.
Как подобные требования, например, учесть при составлении расписания для учителей среднего и старшего звена? Кто сможет проконтролировать качество процесса проветривания помещений в течение не менее 10 минут после каждого урока, если учитель должен перейти в другую аудиторию и подготовиться к уроку? Как обеспечить соблюдение социальной дистанции в переполненных классах, как обеспечить безопасность детей, которые в условиях смешанного обучения будут оставаться дома?
Также до сих пор не решена проблема необходимости проведения тестов на Covid-19 для учителей и учеников накануне учебного года. Очевидно, для поиска ответов на эти вопросы остается крайне мало времени, поэтому не исключено, что учебный процесс будет организован в различных городах и регионах по-своему, исходя из возможностей местных властей.
Гибридное обучение
В таких условиях Минобразования ищет и рассматривает различные варианты организации обучения соискателей образования в новом учебном году.
Если сохранятся условия низкого уровня заболеваемости, то обучение будет осуществляться в обычном режиме. При высоком уровне заболеваемости придется вводить дистанционное обучение. Наконец, если уровень заболеваемости сохранится на средних показателях, предлагается внедрять так называемый «смешанный» тип обучения. То есть как дистанционный, так и в самих школах. Этот тип обучения, возможно, и имеет смысл с точки зрения образования, но, по мнению экспертов, с точки зрения эпидемиологической ситуации достаточно лишь раз посетить занятия для того, чтобы заразиться. Заражение может произойти и тогда, когда дети будут ходить в школу каждый день, и если посещать занятия раз в неделю.
И какой бы сценарий не пришлось внедрять, положение дел свидетельствует о том, что реформа школы, о которой так много говорено и написано, тормозит во всех направлениях. Ведь не изменилось главное – отношение к процессу обучения как средству обеспечения будущего развития страны. Пандемия обнажила проблемы, которые неизменно присутствуют в сфере образования на протяжении многих лет и также годами не замечаются ни правительством, ни местными властями.
Например, в течение многих лет декларируются достижения в освоении информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) учителями, а реального обучения учителей для внедрения и применения компьютерных технологий так и не произошло. При этом государством финансируется множество структур, начиная от Академии педагогических наук в региональных учреждениях повышения квалификации и отделов образования, которые должны не только собирать статистику, но и обеспечить реальное обучение педагогов по использованию различных девайсов и интернет-ресурсов в учебном процессе. И, пожалуй, это упростило бы внедрение и улучшило бы качество дистанционного обучения.
Другая проблема – свободный и бесперебойный доступ к интернету, а также обеспечение необходимыми девайсами всех участников учебного процесса. Ведь о каком дистанционном или смешанном обучении, а также равных возможностях в доступе к образованию можно говорить при отсутствии интернета или компьютера у учителя или учеников? Когда в Грузии начинали реформу образования, то государство обеспечило всех учеников планшетами и интернет-покрытием в самых отдаленных поселках страны.
Учитывая то, что пандемия может затянуться надолго, оставлять детей дома годами нецелесообразно, необходимо искать и внедрять эффективные меры безопасности против распространения болезни: качественные вентиляции школьных помещений, эффективный клининг вместо дезинфекции, которая может провоцировать аллергию, температурный скрининг на входе в школу, недопуск больных детей и учителей, тестирование учителей. В конце концов, начать строить новые школы и детсады, в архитектуре которых были бы учтены вызовы современной жизни.
Кроме того, и эксперты из сферы образования, и родители в один голос утверждают, что продолжение дистанционного обучения в том виде, в котором оно было, изменит качество образования в Украине не в лучшую сторону. Учителя должны пройти тренинги для работы в новых условиях. Но до сих пор этого не произошло, как не произошло даже честного и откровенного разговора с учителями, который бы позволил выявить типичные недостатки дистанционной работы и ознакомил учителей с успешным опытом, который также внедряется.
Конфигурации школьного обучения
Проблемы, подобные украинским, не обошли педагогов во всех уголках земного шара, что свидетельствует о необходимости коренных изменений в системе образования.
Так, несмотря на титанические усилия, большинство государственных школ в США, будут начинать учебный год дистанционно. А это значит, что для 4 миллионов детей США, которые не имеют доступа к интернету, а это, как правило, афро-, латиноамериканцы и представители коренных народов, обучение в школе в ближайшем семестре станет несбыточной мечтой. В некоторых округах, которые имеют проблемы с подключением к сети, обращаются к устаревшим технологиям обучения – телетрансляциям. Известно также и об одном из самых амбициозных планов среди школьных округов США. Это масштабный план школьного округа Лос-Анджелеса, в котором объявили о планах протестировать почти 700 тысяч учеников и 75 тысяч сотрудников на Covid-19.
Опыт других стран мира мало чем отличается от украинского. Среди отличий – то, что, например, в Мексике, Перу, Танзании и Индонезии правительства нанимают местных знаменитостей, популярных ведущих теленовостей и учителей для создания захватывающих учебных материалов для учащихся от младшей до средней школы. Для большей эффективности телеуроков используют инструменты профессиональных телепередач – высококачественные сценарии и трехмерную анимацию.
Несмотря на то, что уроки на телевидении еще менее ценные, чем взаимодействие в интернете с преподавателями и другими студентами, эксперты считают, что такие передачи могут помочь учебному прогрессу детей, их успеху на рынке труда и даже способствовать их социальному развитию.
А вот, например, школы в Бельгии откроются полноценно в сентябре. Местная власть считает, что польза от личного образования превышает риски, связанные с пандемией.
Современная жизнь диктует свои требования и сценарии их воплощения. Новейших технологий, методик, форм и средств обучения тоже множество. К счастью, они сегодня доступны для каждого ученика, учителя, школы. Сейчас каждый может сделать свой выбор: как, в каком заведении, в каком объеме учиться и учить. В этом и заключается преимущество современного образования от традиционного.
Однако без четкого определения государственных целей и приоритетов относительно того, какое общество, каких специалистов и для чего готовят наши учебные заведения, без государственной поддержки каждого учителя и каждого школы, ничего не изменится. Все будет хорошо на бумаге, для «галочки».
Учитывая вышеуказанное, понятно, что перед современным образованием стоит множество вызовов, и наибольшая нагрузка ложится на плечи рядового учителя от решения финансовых проблем для обеспечения санитарных норм и организации обучения как в образовательном учреждении, так и онлайн, к ответственности за состояние здоровья и качество знаний учеников. Требований будет множество, а вот о поддержке и помощи в сухих чиновничьих рекомендациях не сказано ничего.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»