Лето в политическом отношении – время тихое и коварное. 2019 год с его внезапными парламентскими выборами и ознакомлением страны с новым президентом, а президента со страной, был исключением. Обычно же политическая активность к концу июня замирает, чтобы опять возобновиться ко Дню независимости. Но именно в эту паузу, когда, кажется, ничего не происходит, складываются общественные представления, которые потом тяжело или вовсе невозможно перестроить.
Это похоже на сон, когда идет работа подсознательного упорядочивания сумбурно прожитого накануне, и утром приходит более ясное понимание. Что, вроде бы, случилось? Да ничего, просто поспали. Но осенью политики имеют дело уже с немного другим народом.
«Турборежим», которым Украину пытались удивить, давно приказал долго жить, смена правительства и изначальные коронавирусные тревоги позади, и страну накрывает летняя пауза, первая заметная пауза Владимира Зеленского после решения ухнуть с головой в украинскую политику, причем сходу по максимуму. Он рискует воспринять наступающее затишье как целиком естественное и заслуженное. Президент первого года службы точно его не провалил. Степень подготовленности Зеленского к такого рода работе сулила куда большие проблемы. Показатели общественного доверия подтверждают общую успешность стартового года и коварно убаюкивают чувство опасности, которая никуда не уходила, а, скорее, накапливалась, пока к новичку присматривались и выявляли слабые стороны, помимо очевидной неопытности.
При этом в течение периода адаптации ко власти израсходовано дорогое преимущество новизны. Первое впечатление, как известно, нельзя произвести дважды. Обещанного фейерверка преобразований не было, команда убедительно засвидетельствовала лишь свое отсутствие, подчеркнутое и усугубленное кадровой чехардой, «слуги» вяло переругиваются, президент увязает в отупляющей официозной рутине. Стилистика власти сваливается в проторенную годами совковую колею, практика ее и не покидала. Все это сильно не sexy, вопреки заявленным намерениям. От неожиданного президента уже не ждут неожиданностей, позитивное отношение к нему все больше походит на соболезнующее сочувствие сорвиголове, который опрометчиво ввязался в гарантированные неприятности.
Вся эта понемногу, но довольно уверенно, как к себе домой, возвращающаяся безнадега имеет все шансы объять Украину в наступающие летние месяцы. Поднятая в прошлом году пыль осядет, и прояснившаяся картинка окажется почти не отличимой от той, что была раньше, до Кучмы включительно. Владимир Зеленский отправится с любимой семьей в долгожданный отпуск, чтобы, набравшись сил, осенью опять пытаться всем все доказать, но слушать его будут уже вполуха, смотреть с прищуром и рассчитывать исключительно на себя, что, кстати, предельно правильно во все времена. Потому что, если чему-то и учит экстремальный опыт проживания в Украине, то только этому. И Зеленский в этом отношении – абсолютно один из нас.
Но если он на что-то рассчитывает осенью, и потом, летней паузы быть не должно. Отоспится через четыре года.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.