Кто и почему «разочаровался» в Зеленском? Колонка Валентина Гладких

Валентин Гладкихполитический эксперт

Споры вокруг оценки результатов почти годового пребывания Владимира Зеленского на посту президента Украины лично меня заставляют вспомнить анекдот:

-Отечественные и зарубежные эксперты высоко оценивают проведенные реформы.

-... но люди недовольны реформами ...

-Ну, так люди – ведь не эксперты!

В ситуации с Владимиром Зеленским все с точностью да наоборот.

Несмотря на иногда вполне обоснованную критику со стороны, как политических оппонентов, так и экспертной среды, Владимир Зеленский сохраняет высокий уровень электоральной поддержки и в соответствии со всеми социологическими исследованиями выиграл бы выборы с огромным преимуществом и сегодня.

Зато спекулятивные дискуссии идут вокруг того, вырос или упал уровень поддержки Зеленского за прошедший год.

Ответ на этот вопрос зависит от того, что брать за точку отсчета.

Обычно критики и оппоненты сравнивают нынешний рейтинг Зеленского с результатами второго тура президентских выборов, на которых тот получил 73% голосов избирателей. Впрочем, сторонники такого подхода лукавят, делая вид, что не понимают того факта, что на самом деле те 73% состояли не только из голосов сторонников самого Зеленского, но и включали в себя большинство голосов избирателей, которые в первом туре поддержали других кандидатов, оппозиционных к Петру Порошенко. Поэтому потеря их поддержки – вполне закономерный результат, потому что те избиратели относятся к базовым электоратам других политиков и заявления о том, что сторонники Юрия Бойко или Юлии Тимошенко «разочаровались» в Зеленском, выглядят, мягко говоря, смешно. С таким же успехом можно говорить, что в Зеленском разочаровались избиратели Порошенко.

В свою очередь, сторонники Владимира Зеленского склонны сравнивать текущий уровень поддержки с результатами первого тура, в результате чего получают основания утверждать, что за год уровень поддержки не только не уменьшился, но даже вырос примерно на 14%. Но остается открытым вопрос об источниках этого роста. Лично я склонен думать, что львиная доля перетоков электората Зеленского происходит в обе стороны с огромной группой «противвсехов»: именно туда попадают те, кто «разочаровался» в Зеленском, и именно там находятся те, кто попадает в ряды его сторонников.

Впрочем, оба подхода являются сомнительными, поскольку отождествляют поддержку деятельности Владимира Зеленского на посту президента Украины с готовностью отдать за него свой голос на выборах. А это далеко не одно и то же, что постоянно подчеркивают как социологи, так и политические аналитики.

Учитывая это, целесообразно разграничить дискуссии о том, какими были бы результаты, «если бы президентские выборы состоялись в следующее воскресенье», как это обычно формулируют во время социологических исследований, и о том, насколько общество поддерживает действия Владимира Зеленского на посту президента Украины.

Ответ на первый вопрос однозначен – Владимир Зеленский остается неоспоримым лидером электоральных симпатий – значительно больше украинцев готовы отдать свои голоса за него, а не за его оппонентов.

А вот ответ на второй вопрос значительно сложнее и состоит из ответов на многие другие вопросы, касающиеся восприятия всего Владимиром Зеленским сделанного, несделанного или сделанного не так, как кому-то хотелось бы.

Досрочное прекращение полномочий Верховной рады Украины VIII созыва и «перезагрузка власти»; формирование монобольшинства; исчезновение из парламентского лексикона слов «коалициада», «премьериада», «золотая акция», «коалиция де-юре и коалиция де-факто»; «отмена депутатской неприкосновенности»; восстановление ответственности за незаконное обогащение; усиление ответственности парламентариев за прогулы и «кнопкодавство»; усилия, направленные на решение конфликта на Донбассе – встреча в Нормандском формате, обмены пленными, разведение сторон на линии соприкосновения; урегулирование вопроса транзита российского газа по украинской ГТС; введение «рынка земли» и другие.

В то же время внутрифракционная турбулентность; появление первых «тушек» и «латентушек»; «пленки Ермака»; отсутствие реальных результатов в борьбе против коррупции и «посадок»; а главное – реального роста благосостояния большинства граждан Украины.

Понятно, что сторонники различных политических сил могут воспринимать, объяснять и оценивать совершенно по-разному каждый из вышеупомянутых пунктов. Более того, даже условно «рафинированные» избиратели Зеленского – те, кто голосовал за Зеленского, а не против кого-то – также по-разному могут оценивать те или иные шаги нового президента.

Кто-то ожидает от Зеленского «отмены закона о языке», кто-то дальнейшего усиления защиты украинского языка как государственного; кто-то требует мира на любых условиях, кто-то проводит «красные линии»; кому-то хотелось бы увидеть за решеткой Порошенко, кому-то – Медведчука, а кому-то – обоих и еще желательно со всеми светлейшими господами и членами их семей вместе взятыми; кто-то за продолжение сотрудничества с МВФ, кто-то за прекращение... И перечень таких взаимоисключающих ожиданий и «хотелок» можно продолжить почти до бесконечности.

Специфика нынешней ситуации в том, что раньше люди с диаметрально противоположными взглядами обычно поддерживали разные политические силы, а теперь оказались под одним «зеленым флагом». И совершенно очевидно, что удовлетворить запросы всех своих избирателей одновременно и оправдать все их ожидания Зеленский не мог и не сможет априори.

Впрочем, означает ли это, что избиратели Зеленского неизбежно в нем разочаруются или? тем более, уже разочаровались?

Если отбросить уже совсем экзотических избирателей, которые, голосуя на прошедших президентских выборах, якобы отдавали свои голоса за киношного персонажа Голобородько, а теперь расстроены из-за того, что президент не ездит на «велосипеде, как в кино» (скорее всего, такие существовали и существуют исключительно в болезненном воображении политтехнологов политических оппонентов Зеленского), говорить о массовом разочаровании шестым президентом Украины преждевременно.

Более того, «разочарование» одного маргинального сегмента избирателей Зеленского неизбежно будет компенсироваться «подъемом» на противоположном маргинальном конце политического спектра его сторонников. А главное – политтехнологам и политикам, которые привыкли мыслить категориями электоральных ниш, трудно понять, что львиная доля электората Зеленского «не специфицируется» по тем «идеологическим» признакам, которые были определяющими для большинства избирательных кампаний в сиюминутной Украине, и большинству избирателей Зеленского на самом деле «без разницы» по многим вопросам, вокруг которых пытаются мобилизовать свой электорат его оппоненты.

Словом, угодить всем своим избирателям Владимир Зеленский однозначно не смог, но и говорить о «разочаровании» пока неуместно.

Валентин Гладких, специально для «Слово и дело»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО