31 декабря 2019 года власть китайского города Ухань сообщила Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о вспышке неизвестного типа пневмонии. Из 27-ми госпитализированных человек 7 находились в тяжелом состоянии. Через месяц Китай стал эпицентром распространения вируса SARS-CoV-2, который провоцирует опасную респираторную болезнь COVID-19. 24 января в местных госпиталях находились 835 человек (25 – умерли), а общее количество новых случаев заражения исчислялось в тысячах в сутки.
С тех пор новый, 7-й тип коронавируса, распространился в более чем 180 странах и территориях, в том числе – в Украине. На сегодня число инфицированных по всей планете превышает 400 тысяч человек. Зато в Китае пандемия пошла на спад: 19 марта власти впервые сообщили об отсутствии новых случаев заражения среди местного населения в течение 24-х часов. Сдержать распространение SARS-CoV-2 Поднебесной помогли самый жесткий карантин в истории человечества и тотальный контроль населения посредством технологий.
Начало
Первый случай заражения китайские врачи зафиксировали 8 декабря 2019 года. По популярной (и до сих пор не подтвержденной официально) версии, инфицированный подхватил болезнь на территории рынка диких животных «Хуанань». Врачи установили связь между заражением и торговой площадкой только через 11 дней, когда за помощью обратились еще десятки людей с похожими симптомами.
Власть Уханя попыталась скрыть новости о вспышке неизвестной болезни. К Ли Веньляну, который первым 30 декабря сообщил в соцсетях коллегам-медикам о невиданном до сих пор типе коронавируса, пришла полиция с требованием перестать распространять слухи. Позже Веньлян умрет от COVID-19, а недостаточную защиту медиков китайские исследователи назовут одной из главных ошибок стран в попытках остановить коронавирус.
Ситуация начала меняться после нового года, вероятно, после вмешательства Пекина. В 2002-2003 годах длительное сокрытие информации об атипичной пневмонии (SARS) стало ключевой причиной распространения эпидемии по всему миру. Центральная власть учла ту ошибку, впрочем, все равно среагировала слишком поздно. Официально о вспышке SARS-nCoV-2 чиновники сообщили только 9 января. Впервые о передаче инфекции от человека к человеку (а не от вещей или продуктов) заявили еще позже – через 11 дней, уже после того, как первые случаи коронавируса подтвердили в Таиланде, Южной Корее и Японии. Худшее время для начала эпидемии было сложно представить, ведь именно в этот период миллионы китайцев мигрировали по стране, чтобы по традиции встретить Лунный новый год в кругу семьи.
Беспрецедентный карантин
Город Ухань – один из промышленных и транспортных центров Китая, который насчитывает более 11 миллионов человек. По данным ООН, по своим размерам мегаполис занимает 42-е место в мире. Через Ухань проходят около 20-ти крупных транзитных автомагистралей. 23 января китайские власти пошли на невиданный эксперимент и фактически отрезали город от внешнего мира: закрыли авиасообщение, остановили движение поездов, ограничили движение общественного транспорта, перекрыли автобаны, запретили гражданам выходить на улицы без необходимости и средств индивидуальной защиты. Позже такие же меры начали вводить в меньших городах-спутниках и в итоге в полной изоляции оказались почти 60 миллионов людей, проживающих в провинции Хубэй.
Тотальный карантин имел целью максимально ограничить передвижения людей, чтобы больные не контактировали со здоровыми. Таким образом, китайские власти пытались избежать коллапса медицинской системы, когда количество пациентов превысит число мест в госпиталях. Стратегия сдерживания также предусматривала массовое тестирование населения. Следующая задача казалась еще сложнее: определить потенциальных носителей коронавируса среди более миллиарда населения по всей территории страны.
Искусственный интеллект против эпидемии
Важнейшую роль в контроле распространения коронавируса в Китае сыграли технологии. Местный аналог Google – поисковая система Baidu – с помощью собственной системы искусственного интеллекта за короткое время осуществила более 3 миллионов автоматизированных звонков жителям Хубэя с просьбой добровольно предоставить собственную историю поездок, список недавних контактов и информацию о состоянии здоровья. На основе этих данных и информации от мобильных операторов платформа Baidu Maps в реальном времени отслеживала передвижения потенциально инфицированных людей и обозначала вероятные следующие районы распространения коронавируса в режиме онлайн на электронной карте. 12 февраля в Поднебесной представили мобильное приложение «Детектор близких контактов». Эта программа – результат сотрудничества государственных органов здравоохранения, транспорта и государственной компании China Electronics Technology Group. «Детектор близких контактов» позволяет зарегистрированным пользователям узнать, находились ли они в последнее время рядом с подтвержденными носителями коронавируса среди своих родственников, коллег или друзей.
И главную инновацию представила дочерняя компания технологического гиганта Alibaba – Ant Financial. В сотрудничестве с органами власти компания разработала систему Alipay Health Code, которая присваивает QR-коды трех цветов сотням миллионов китайских пользователей онлайн-кошелька Alipay. Зеленый код позволяет свободное передвижение (в том числе – в метро), желтый – рекомендует недельный домашний карантин, красный – две недели самоизоляции. Владельцам желтого и красного «билета» советуют срочно обратиться к медикам.
Алгоритм работы Alipay Health Code, как и других «противокоронавирусных» программ, вызывает немало вопросов у правозащитников. По информации журналистов The New York Times, информация о цвете присвоенного QR-кода и маршруты передвижения его владельца автоматически передается полиции. К тому же, неизвестно, на основе каких конкретно данных система определяет «зеленых», «желтых» или «красных» граждан. В самой Alipay отметили лишь, что используют в работе «большие объемы информации». Как и с какой целью будет функционировать система по завершению эпидемии тоже неизвестно.
Действительно ли Китаю удалось остановить коронавирус, пока сказать сложно. Главный вирусолог немецкой клиники «Шарите» Кристиан Дростен предполагает: Пекин может скрывать или сознательно игнорировать данные о новых инфицированных по политическим или экономическим мотивам. Впрочем, уже точно понятно: вряд ли какая-то демократическая страна в мире может позволить себе игнорировать права человека и имеет столько же силовых и организационных ресурсов для обеспечения соблюдения жесткого карантина населением, как коммунистический Китай.
Богдан Машай, специально для «Слово и Дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.