История с отставкой премьер-министра Алексея Гончарука началась с большого скандала с очередным «сливом» записи разговора главы правительства с министрами и руководством НБУ, а закончилась своеобразным «примирением» с президентом Владимиром Зеленским и «еще одним шансом» для действующего Кабмина.
Кто был реальной мишенью в этом «сливе», до сих пор окончательно не понятно. Очевидно, отставка Кабмина была бы выгодной для конкурентов Алексея Гончарука из разных политических лагерей. Впрочем, очевидно пока одно: скандал с отставкой стал едва ли не самым большим кризисом в публичных взаимоотношениях первых лиц государства после тотальной победы команды Владимира Зеленского в 2019 году.
Можно ли говорить о кризисе в коммуникациях или, возможно, заявление Алексея Гончарука – это первые «звоночки» для более масштабного передела сфер влияния в команде Зе в ближайшем будущем?
Так или иначе, большинство министров правительства Гончарука выразили солидарность с заявлением своего шефа и были готовы оставить свои должности в Кабмине вместе с ним. Называя себя «правительством технократов», которое не держится за должности и не планирует делать стремительную карьеру политиков, действующие министры подыграли позиции Алексея Гончарука.
Однако ситуация с отставкой правительства может повториться. Вся страна стала свидетелями того, как мало нужно для того, чтобы дискредитировать первых лиц государства. Безусловно, главным вопросом остаются результаты расследования того, кто и как записал разговор Гончарука с министрами и руководством Нацбанка, который в дальнейшем был обнародован с явной целью нанести репутационный удар команде премьер-министра.
Зеленский vs Гончарук
Интересно то, что столкнуть лбами и поссорить главу государства с действующим премьер-министром не удалось. Но это пока что.
На самом деле глава Кабмина сделал достаточно продуманный шаг, публично заявив о возможности своей отставки и апеллируя напрямую к Владимиру Зеленскому, «чтобы избежать любых сомнений в нашем уважении и доверии к президенту». Гончарук де-факто обошел в своей позиции роль парламента, которая согласно Конституции де-юре в вопросе отставки правительства является определяющей.
С другой стороны, премьер-министр своим заявлением достиг двойного эффекта: во-первых, он полностью переложил на президента решение о дальнейшей судьбе Кабмина; во-вторых, после встречи с Владимиром Зеленским получил очередной «мандат доверия», хотя и с некоторыми примечаниями.
Очевидно, не худшим образом закончилась эта неприятная история и для главы государства. Сама встреча с Алексеем Гончаруком стала демонстрацией единства в пропрезидентской команде, а тональность «новых задач» для правительства – своеобразным «мостиком» для дальнейшего положительного имиджа президента, как главного арбитра в данном вопросе.
Таким образом, Владимир Зеленский получил две опции. В случае провала с выполнением задач президента Кабмином он может публично заявить о том, что правительство Алексея Гончарука не справилось и требует замены. С другой стороны, глава государства выиграл время для поиска и подготовки кандидатов на замену правительству Гончарука.
Несмотря на полученный результат, имеем условный счет 1:1 и ничью. По крайней мере, и с фактической, и c юридической точки зрения – Кабмин Алексея Гончарука может продержаться как минимум до осени 2020 года. Именно тогда Верховная рада может вернуться к вопросу отставки правительства по итогам выполнения годовой программы деятельности правительства.
Уроки кризисной коммуникации
Самым главным вопросом остается не выяснение отношений между первыми лицами государства, но то, что это стало возможным благодаря «сливу» и обнародованию скандальной записи разговора чиновников. Поэтому сейчас наиболее очевидным маркером нахождения источника скандала будут результаты расследования СБУ уголовного дела по факту прослушивания на совещании с участием премьер-министра Алексея Гончарука.
Эксперты также предполагают, что за мощной PR-атакой на премьер-министра может стоять скрытая борьба между различными группами влияния в пропрезидентском окружении. При этом не факт, что целью является полная замена правительства. Возможно, речь идет о точечных ротациях отдельных министров и других знаковых должностей, например, главы «Нафтогаза».
Один из главных выводов, которые должны сделать все ключевые действующие лица скандала с отставкой правительства, – они являются публичными лицами 24 часа в сутки 7 дней в неделю, и каждое слово, как и поступки, должны быть тщательно взвешены. По крайней мере, нужно всерьез задуматься над вопросом кризисных коммуникаций в пропрезидентской команде, ведь к новым вызовам не были готовы ни в правительстве, ни в Офисе президента, ни во фракции «Слуга народа». Очевидно, кто-то удачно воспользовался этой ситуацией и в тестовом режиме продемонстрировал, как можно влиять на процессы в государстве даже при условии полного доверия граждан к действующей власти.
Новые задачи для правительства?
Не менее интересным является анализ дальнейшей судьбы тех задач, которые дал Алексею Гончарук президент. Речь шла о новой концепции «нормальных» заработных плат для министров и чиновников правительства, исходя из пониманием «где мы живем с вами, в какой сложной ситуации». Те министры и чиновники, которые не согласятся работать на определенную правительством новую зарплату, могут стать кандидатами на отставку. Сейчас публично намекали на свою «низкую» зарплату как минимум трое министров, в целом же тема заработных плат для чиновников в последнее время стала слишком медийной.
Еще две задачи можно считать «кадровыми». Президент намекнул на необходимость урегулировать вопрос с премиями руководителей «Нафтогаза», что может стать триггером для будущих скандалов и отставок. Президент даже прогнозирует возможность полной перезагрузки работы «НАК «Нафтогаза».
Кроме того, речь идет и о переформатировании работы и кадровых изменениях в нескольких министерствах. Возможно, вопрос станет не только о смене руководителей, но и о более глобальных вещах. Ведь в своем обращении глава государства отметил необходимость прекратить практику укрупнения министерств и, наоборот, разделить функции между различными ведомствами. Возможно, при таком сценарии появятся новые министерства и возможности для политических маневров внутри пропрезидентской команды.
В любом случае для президента остались «пути отступления» – в случае, если Алексей Гончарук и его команда не справятся с новыми задачами, в Офисе президента уже в феврале могут поставить вопрос о перезагрузке правительства. Правда, для этого нужны не только юридические основания, но и очень серьезная кадровая подготовка. Однако есть вариант: правительство Гончарука может остаться работать в статусе «исполняющих обязанности» до тех пор, пока и в Офисе президента, и в Верховной раде окончательно не определятся с кандидатурами нового состава Кабмина. Вполне вероятно, что подобный сценарий может быть реализован уже в конце весны – начале лета 2020 года.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»