Прошедший год можно смело назвать своеобразным «нокдауном» для партийной жизни страны. Как в боксе, партии получили до 10 условных секунд на ринге, чтобы прийти в себя и продолжить бой. Им будет невероятно трудно, однако условного «нокаута» партийная система в Украине так и не дождалась – во многом благодаря установленным демократическим правилам избирательного процесса и принципам состязательности. Диктатуры одной политической партии пока не установлено, в Украине существует широкий спектр выбора среди политических партий на любой идеологический вкус.
Однако в лагере большинства политических партий царит определенный хаос из-за отсутствия новых идей и способов завоевать свой электорат. Избиратели чувствовали вакуум идей на политическом партийном рынке еще в начале 2019-го, впрочем «старым» системным игрокам не удалось еще раз убедить украинцев отдать свои голоса за хорошо знакомые лица и политическую повестку дня. Избиратели все чаще обращали внимание на так называемых «внесистемных» кандидатов и политиков, которые совсем не имели политического опыта. Понятность их идей и многоканальный способ доступной подачи позволили осуществить своеобразный «электоральный Майдан» еще летом прошлого года.
И если «старым» игрокам не хватает доверия избирателей и идей, то новым партиям уже сейчас придется решать собственную проблему – слишком ощутимую «завиртуализованность». Прежде всего она сказывается на отсутствии построенной системы партийных организаций и кадрового резерва для закрепления власти на местах и внедрения собственного политического курса. В условиях приближения местных выборов это слишком опасный тренд, ведь для выдвижения кандидатов в общинах нужно провести предварительную партийную работу и своеобразный кастинг.
«Слуга народа» – недостатки сильного бренда
Основной вызов для пропрезидентской партии в 2020 году – местные выборы и сохранение единства «монобольшинства» в парламенте. В конце декабря прошлого года состоялись первые местные выборы в Объединенные территориальные общины (22-го и 29 декабря), пока еще продолжается подсчет и определение результатов, которые обнародует Центральная избирательная комиссия.
Впрочем, в партии «Слуга народа» уже успели сообщить о том, что они получили 33% всех участников выборов, включая самовыдвиженцев. «Каждый третий мандат – наш», – сообщили на Facebook-странице политической силы.
Впрочем такой результат еще до обнародования официальных данных вряд ли можно назвать успешным. Скорее всего пропрезидентскую политическую силу ожидает «холодный душ» уже в конце этого года, ведь до сих пор на местах ведется очень вялая кадровая политика по развитию ячеек и работы с избирателями. Пока безотказно работает бренд Владимира Зеленского, однако насколько долго продлится эта история, сказать трудно.
Партия «Слуга народа» имеет мощные электоральные позиции. По результатам декабрьских социологических опросов, партия уверенно держит первое место (Социологическая группа «Рейтинг» зафиксировала поддержку на уровне 47,8% среди тех респондентов, которые определились и намерены голосовать).
Однако все более странным выглядит тот факт, что имея существенную поддержку бренда, на местах команда Владимира Зеленского развивать партийные структуры не спешит. И это менее, чем за 8 месяцев до старта избирательной кампании на местах. И вообще выглядит странно, что исполнительная власть (областные и районные государственные администрации) во время назначений не опираются на кадровые возможности местных организаций партии «Слуга народа». Очевидно, сейчас работает стратегия «ручного управления» и принятия решений с единым центром – в Офисе президента.
Новый Избирательный кодекс и введение императивного мандата смогут на время сцементировать монобольшинство в парламенте, но только до тех пор, пока бренд Владимира Зеленского будет иметь высокие рейтинги поддержки среди украинцев. К тому же, именно пропорциональная система выборов с введением так называемых «открытых» списков должна была стимулировать работу по кастингу кандидатов на местах для всех политических сил и, в первую очередь, для «Слуги народа».
Парламентские партии и вакуум идей
У парламентских партий, находящихся в меньшинстве в Верховной раде и даже объявивших себя в оппозиции к «Слуге народа», рейтинги не слишком изменились со времени внеочередной избирательной кампании летом 2019 года. Главная причина – электорат этих политических сил достиг своего «ядра» и не находит дальнейшего потенциала для роста. То ли из-за отсутствия идей, то ли благодаря пока высоким рейтингам команды Владимира Зеленского, то ли от общей усталости граждан от устаревших месседжей, однако в процентном измерении роста рейтингов «старых» политических сил, которые попали в парламент, не происходит.
Не помогла даже попытка трех политических сил – партий «Европейская солидарность», «Голос» и «Батькивщина» – объединиться вокруг вопроса о недопущении нарушения национальных интересов Украины накануне встречи в Париже в рамках Нормандского формата. Много единомышленников среди представителей этих партий в парламенте было и по вопросу продления моратория на продажу земли и другого формата реализации рынка земли. Однако все эти попытки продемонстрировать хоть какую-то альтернативу повестке дня, который пока уверенно диктует партия власти, пока что терпят неудачу.
Сильные стороны, которыми обладают оппозиционные парламентские партии, – это наличие более или менее постоянной сети партийных ячеек, способность мобилизовать своих поклонников и государственное финансирование.
Однако даже с этими ресурсами потенциала для роста очень мало. «Оппозиционная платформа – За жизнь» главным своим электоральным ресурсом видит людей с временно оккупированных территорий ОРДЛО, если в текущем году будут достигнуты соответствующие договоренности и выборы состоятся и на этих территориях. При этом, как ни странно, но сорвать свой «электоральный куш» на этих территориях надеются и в партии власти.
«Батькивщина» и «Европейская солидарность» также не расширяют границы своих электоральных ареалов, скорее надеясь на постепенное падение рейтингов пропрезидентской политической силы. Партия «Голос», которая сумела убедить часть граждан в качественной альтернативе «Слуги народа» и попасть в Верховную раду IX созыва, пока также не демонстрирует роста рейтингов. Напротив, ситуация с народной поддержкой команды Святослава Вакарчука пока не слишком радужная: в декабрьских социологических опросах партия не набирала необходимого 5% избирательного барьера.
Внепарламентские партии – выйти за пределы маргинеса
Вообще не позавидуешь внепарламентским политическим силам. Ранее всем партиям, которые на прошлых выборах преодолели 2% избирательного барьера, гарантировалось государственное финансирование. Однако осенью эта норма была отменена, поэтому «Радикальная партия Олега Ляшко», «Сила и Честь», «Партия Шария», «ВО «Свобода», «Украинская стратегия Гройсмана», потеряли возможность получить на собственное развитие средства из государственного бюджета.
Не говоря уже о тех политических силах, которые в целом оказались в аутсайдерах политической жизни, хотя в прошлые годы были или в парламенте, или имели вполне приличные шансы туда попасть. Прежде всего речь идет о «центристских» политических силах «Самопомощи» и «Гражданской позиции Анатолия Гриценко». Эти политические силы потеряли не только потенциальный, но и свой базовый электорат.
На фоне демонстрации действующей властью слишком дружественных отношений с Россией и ситуацией с волонтерами и добровольцами ощутимый толчок могут получить партии «правого» политического спектра. Хотя и в их лагере есть существенные разногласия и противоречия особый контраст заметен между позициями «Свободы», «Национального корпуса» и «Правого сектора».
Пока других «точек роста» собственного рейтинга, кроме как усиления радикальных настроений среди населения, для внепарламентских партий найти нереально. К тому же, многие носители радикальных идей постепенно выделились в две очень разнонаправленные группы: одни продолжают помогать армии и идут добровольцами в ООС, другие предпочитают ехать на заработки за границу. Поляризация «центристского» и «правого» электоральных полей достигла своего максимума, пожалуй, за все годы новейшей истории независимой Украины. И именно эти предохранители были сняты для контрнаступления пророссийских политических сил, чем непременно рано или поздно воспользуются в Кремле.
Хватит ли тогда мудрости действующим политическим элитам не поддаться на слишком тесное сближение с Россией, в результате чего будут частично или полностью преданы национальные интересы, вопрос открытый.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»