Пять лет назад в Украине сменилась власть. На людей, которые пришли в Администрацию президента, парламент, Кабинет министров, были возложены особые надежды, ведь украинцы хотели кардинальных перемен. А политики, которые пришли к власти, направо и налево раздавали нужные обещания, чтобы этим надеждам соответствовать.
Они, что называется, «почули кожного»: жаловались на коррумпированные суды – обещали судебную реформу, хотели высоких зарплат – обещали высокие зарплаты, хотели увольнения продажных чиновников – обещали люстрацию и так далее. Но ключевое слово именно «обещали».
Нельзя отрицать – многое было сделано. В Украине закреплен курс на евроинтеграцию, начаты реформы в ключевых отраслях, внедрено электронное декларирование, введен безвизовый режим с Европейским союзом, укреплена обороноспособность. Некоторые изменения, безусловно, трудно внедрить из-за войны и оккупации части территорий.
Однако многие обещания спустя пять лет так и остались на бумаге, некоторые изменения носят «фасадный характер», продвигаются слишком медленно, заглохли на начальном этапе. Сомнительные лица в украинской политике, от которых люди хотели избавиться, просто ушли в тень, а те, кто получил бразды правления, продолжили обещать, выполняя не всегда в нужные сроки, не всегда в полном объеме, а то и не выполняя вовсе.
Чтобы подвести итоги пятилетнего цикла, «Слово и Дело» предлагает вспомнить, какие глобальные обещания провалили ключевые фигуры во власти – президент, оба премьер-министра и народные депутаты. О том, что хорошего они сделали для Украины, мы уже наслушались перед президентскими выборами и еще услышим перед парламентскими, поэтому акцентируем внимание на провалах.
Порошенко не смог перекрыть все офшоры и вернуть доллар по 10
Рейтинг Петра Порошенко перед выборами и процент проголосовавших за него избирателей говорят сами за себя –значительная часть украинцев осталась не очень довольна результатами его работы. Глава государства тоже любил обещать то, что люди хотели слышать.
Сверхпопулистическое обещание, которое Порошенко давал в ходе предвыборной кампании, – вернуть курс к отметке не выше 10 гривен за доллар. По состоянию на май 2019 года официальный курс находится на уровне выше 26 гривен за доллар.
Еще одно обещание на эмоциях – в ближайшее время инициировать конвертацию всех валютных кредитов в гривну. «Сегодня этот курс является продуктом спекуляций. Нет на сегодня никаких оснований, чтобы украинская валюта так была обесценена. Я обещаю, что немедленно будут инициированы вещи в двух направлениях. Первая вещь: мы сегодня должны проконвертировать все валютные кредиты в гривну по фиксированному прошлому курсу», – заверял Порошенко перед президентскими выборами. Но через год после избрания стало ясно, что делать этого не стоит, и Порошенко ветировал соответствующий законопроект и назвал его популистским. По его словам, «несправедливо будет за счет налогоплательщиков удовлетворять потребности 65 тысяч тех, кто не хочет или иногда не может обслуживать валютные кредиты».
Поспешил Порошенко, обещая в своей предвыборной программе энергетическую независимость страны, ведь Украина до сих пор закупает газ в Европе. Перед вторым туром выборов президент заявил, что энергонезависимость возможна в 2021-2022 годах. Кстати, цену на газ он обещал снизить в 2017 году: «Цены на газ мы пересчитаем в меньшую сторону. Потому что Украина переплачивала. Что переплачивала? Коррупционную составляющую». Но осенью прошлого года Кабинет министров принял решение о повышении цены на газ для населения на 23,5%.
Не удалось Порошенко после избрания перекрыть все офшоры. Президент не сильно и старался, и даже сам попал в офшорный скандал: в 2016 году Международный консорциум журналистов-расследователей опубликовал базу данных, полученную на основе «панамского архива», там фигурируют около 600 украинцев, включая Порошенко и его бизнес-партнеров. Но и без этой истории все печально. Украина входит в топ развивающихся стран, где существует проблема утечки капитала в офшоры и налоговые гавани. А Государственная служба статистики сообщала, что в начале 2017 года 2/3 прямых иностранных инвестиций в Украину поступили из офшорных зон.
Реформирование судов, которое Порошенко обещал в предвыборной программе, действительно началось, но закончится (если закончится) уже при другом президенте. Сейчас реформа идет в соответствии со стратегией реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 годы. Чтобы ее выполнить, Верховная рада приняла законопроекты «О судоустройстве и статусе судей», «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты», «О Высшем совете правосудия» и другие. По состоянию на февраль, по словам министра юстиции Павла Петренко, процесс внедрения судебной реформы осуществлен только наполовину.
Куда хуже дело обстоит с люстрацией, которая фактически прекратилась. В октябре 2014 года глава государства подписал закон «Об очищении власти», который определял правовые и организационные основы проведения проверки государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления. Но закон раскритиковала Венецианская комиссия, также представления о его конституционности вносил Верховный суд и еще одно – 47 народных депутатов. По состоянию на ноябрь прошлого года Конституционный суд еще рассматривал дела о конституционности положений закона о люстрации. А некоторые чиновники за это время успели восстановиться на своих должностях.
К сожалению, не смог Порошенко за короткое время восстановить суверенитет на востоке Украины, а также вернуть аннексированный Крым. За свое обещание быстро закончить антитеррористическую операцию на Донбассе президент уже извинился: «Я сожалею, что породил завышенные ожидания. И я искренне прошу прощения, что подал надежду, которая не сбылась. Обидно, что дал обещание, которое не исполнилось. И прошу за это прощения. Это для меня серьезный урок бережного и ответственного отношения к своим словам и к своим обещаниям».
Яценюк обещал зарплату почти 2 тысячи долларов, а Гройсман – энергетическую независимость
После Революции Достоинства правительство возглавил Арсений Яценюк, на этой должности он был с февраля 2014 года до апреля 2016-го, пока Верховная рада его не уволила.
Самое яркое проваленное обещание Яценюка: «Средняя заработная плата в Украине будет составлять 1 тысячу 960 долларов на одного гражданина Украины. Я хочу заплатить кредиторам часть прибыли страны, если после этого будет самая успешная экономика в мире». Оптимизму тогдашнего премьер-министра можно было только позавидовать, за два месяца до его отставки средняя зарплата в Украине составляла около 4,6 тысячи гривен, или 174 доллара.
Первые месяцы Яценюка на должности премьера как раз совпали с аннексией Крыма и началом российской оккупации на Донбассе. 3 марта 2014 года Яценюк заверил, что Украина не отдаст Крым. «Никаких оснований для применения силы против украинцев и мирных граждан для ввода российского военного контингента у России не было, нет и не будет», – заявлял премьер. Но уже 20 марта Государственная дума ратифицировала договор о «присоединении» Крыма и Севастополя к России.
Через месяц, в апреле, Яценюк пообещал, что власть не допустит иностранного вторжения и захвата восточных регионов Украины. Но за этим заявлением все равно следовали захваты украинских городов и тяжелые бои на Донбассе.
Не выполнил Яценюк обещание осуществить децентрализацию власти в Украине. «Это масштабная реформа при сохранении целостности и унитарности Украина, которая передает на места, районы, области и города самый широкий объем полномочий и денежных ресурсов, необходимых для развития регионов. В первую очередь это коснется охраны здоровья, коммунальной сферы. Появится муниципальная милиция», – объяснял глава правительства. До отставки Яценюка успели принять законопроект «О добровольном объединении территориальных громад» и начать первый этап децентрализации. Второй этап начался только в этом году.
Говоря о децентрализации, Яценюк еще пообещал создать муниципальную стражу и это обязательство он также не выполнил. В мае 2015 года Верховная рада приняла в первом чтении законопроект «О муниципальной страже», который до сих пор ожидает второго чтения.
Было у Яценюка намерение ликвидировать областные государственные администрации, он говорил, что это рудимент прошлого: «Местная власть должна получить исполкомы, центральная власть должна получить префектов на местах, которые не занимаются распределением средств, а осуществляют, как в Польше, общий надзор над соблюдением законодательства». В июле 2015 года Петр Порошенко внес в парламент проект изменений в Конституцию в части децентрализации, который предусматривал ликвидацию ОГА. Но документ все еще не принят, а на момент отставки Яценюка действовал закон «О местных государственных администрациях».
Как и президент Порошенко, Яценюк не успел выполнить обещание о создании независимой судебной системы. Судебная реформа была принята еще во время его премьерства, но процесс внедрения изменения до сих пор продолжается.
Кроме того, Яценюк хотел создать Службу финансовых расследований, чтобы передать ей функции борьбы с экономическими преступлениями. Однако осуществить задуманное он не успел.
Кресло главы правительства после Яценюка занял Владимир Гройсман (до этого он был спикером Верховной рады), который пообещал всем показать «что такое управление страной». Уже три года Гройсман это показывает, собираясь возглавить свою собственную политическую силу на парламентских выборах-2019.
В 2017 году Гройсман решил оживить идею создания Службы финансовых расследований, но, как и Яценюку, ему это не удалось. В марте 2017-го Кабинет министров одобрил соответствующий законопроект, его должен был доработать профильный комитет Рады. Но до сих пор ничего не решилось. Теперь это обещание перешло «в наследство» команде избранного президента Владимира Зеленского: экс-министр финансов Александр Данилюк заявил, что создание Службы будет одним из приоритетов. История этого обещания заставляет усомниться в потенциальном успехе на пути к его выполнению.
Как и Порошенко, Гройсман оказался «энергооптимистом», но сделать Украину энергонезависимой в озвученные сроки не удалось. «Установление рыночных, абсолютно открытых и прозрачных цен дает возможность преодолеть коррупцию, дает возможность восстановить украинскую газодобычу и восстановить украинскую независимость. Мы можем за 3-4 года получить полную нашу газовую независимость», – говорил Гройсман в мае 2016 года. Позже он сдвинул сроки, заявив, что Украина планирует отказаться от импорта газа до конца 2020 года. Напомним, президент Петр Порошенко говорил об энергозависимости через 2-3 года.
Как и президент, глава правительства пообещал, что газ для населения не подорожает, и не выполнил этого. В октябре прошлого года Кабинет министров принял решение, что с 1 ноября газ будет стоить на 23,5% дороже. По словам самого же Гройсмана, другого выхода не было.
В январе 2017 года премьер пообещал в ближайшее время реформировать службу занятости. Время прошло, а модель финансирования службы занятости так и не была заменена моделью поддержки создания рабочих мест.
Проблемы на таможне искоренить также не удалось. В том же 2017 году Гройсман пообещал, что на всех пунктах пропуска Государственной фискальной службы будут установлены сканеры товаров. Сделать этого должны были до июля 2018-го. «Мы за год на всех пунктах пропуска поставим сканеры, которые будут в онлайн-режиме показывать, кто возит, куда, какие товары», – говорил премьер. Однако все оказалось гораздо сложнее, чем предполагал премьер: с жалобами, Антимонопольным комитетом и новыми тендерами.
Подробнее об обещаниях Владимира Гройсмана можно почитать в нашем тексте «Жизненный принцип Гройсмана – выполнение обещаний: проверяем, так ли это».
«Радикалы» не ввели кризисный налог для олигархов, а Пашинский – ответственность за ложь политиков
Самое большое сосредоточение популизма во власти – в Верховной раде. Идя на парламентские выборы в 2014 году, многие партии и отдельные депутаты включили в свои программы популистские или просто нереалистичные обещания, особо не задумываясь, как они смогут их выполнить.
К примеру, у партии «Батькивщина» в программе был пункт запустить программу по возвращению Крыма в состав Украины. Однако даже разработка такой стратегии – это полномочия исполнительной ветви власти, а никаких не парламентариев.
Депутаты от Радикальной партии Олега Ляшко в предвыборной программе обещали ввести кризисный налог для олигархов. Но до сих пор ни один «радикал» не внес в Раду соответствующей законодательной инициативы. Есть у них и другие обещания, которые не относятся к компетенции нардепов, а поэтому расцениваются как популистские: добиваться списания 75% внешних международных долговых обязательств, привлекать к уголовной ответственности чиновников, причастных к организации сепаратистов на Востоке.
«Оппозиционный блок» перед выборами обещал остановить инфляцию на уровне не более 5%. Но уровень инфляции зависит от внешне- и внутриэкономических факторов, а не от законодательной работы народных депутатов, поэтому обещание провалено. У членов этой фракции есть и другие невыполненные программные обещания, которые они вполне могли реализовать, но пальцем для этого не пошевелили – например, утвердить Национальный план возрождения Донбасса.
Более того, члены «Оппозиционного блока» не выполнили программные обещания реализовать программу модернизации армии и содействовать реформированию правоохранительной системы. Парламент за пять лет принял достаточное количество соответствующих законопроектов, за которые члены фракции просто не голосовали, а своих инициатив не предложили.
Плюшки учителям пять лет назад раздавали так же, как и сегодня. Глава партии «Видродження» Виктор Бондарь в своей предвыборной программе обещал содействовать увеличению заработной платы учителей до уровня стандартов Европейского союза (причем такое же заверение он давал и в 2012 году и тогда тоже его провалил). Интересно, что сам Бондарь не вносил никаких законодательных инициатив и даже не голосовал за образовательную реформу, которая предусматривает пусть не европейское, но хотя бы какое-то, повышение зарплат учителям.
Кстати, персональную ответственность депутаты снимают с себя довольно часто, видимо, полагаясь на то, что коллеги сделают все за них. Так, лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко не выполнила обещание обеспечить социальные гарантии для участников антитеррористической операции на Донбассе. Верховная рада за эти годы приняли минимум 17 законопроектов, которые касаются повышения уровня социальной поддержки для участников АТО и их семей. Но Тимошенко во время принятия 13 законопроектов отсутствовала, а за два – не голосовала.
Также Тимошенко не выполнила обещание о том, что судьи местных судов будут избираться народом. В парламенте не было зарегистрировано ни одной законодательной инициативы об избрании судей громадой.
Олег Ляшко в июле 2015 года заверял, что добьется индексации зарплат и пенсий. Почти такое же обещание было в программе у Александра Вилкула – добиваться индексации зарплат и пенсий в соответствии с уровнем инфляции. Несмотря на обещание «радикала», индексация так и не состоялась: его фракция не регистрировала таких законопроектов, а парламент одобрял только повышение минимальной зарплаты.
Что касается обещания Вилкула, члены «Оппоблока» Наталья Королевская и Юрий Солод зарегистрировали в Раде законопроект, согласно которому повышался уровень минимальной заработной платы и пенсии на 580 и 452 гривен соответственно, но документ был отклонен. За правительственный законопроект о повышении зарплат «Оппозиционный блок» не голосовал, как и за государственные бюджеты. И учитывая, что индексация не состоялась, обещание не выполнено.
Возможно, нардепы перестали бы давать такие обещания, если бы Сергей Пашинский выполнил свое – ввести ответственность за ложь политиков. «Популизмом, циничной ложью и демагогией у нас надувают рейтинги. Люди добрые, на таком фундаменте мы страну не построим. Я буду инициировать введение ответственности за ложь, потому что сейчас буквально открыли шлюзы», – говорил он в апреле 2016 года. Более чем за год такая инициатива от него в Раде не появились. А потом нардеп заявил, что это в компетенции регламентного комитета Рады.
Юрий Луценко еще в статусе народного депутата заверял, что неприкосновенность парламентариев будет отменена в 2015 году. В начале года Верховная рада приняла постановление о направлении в Конституционный суд законопроекта «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины и судей)», Луценко это поддержал. КСУ признал законопроект конституционным, а потом, по словам президента Петра Порошенко, законопроект «каким-то образом исчез в архивах Верховной рады». В 2015 году изменения так и не были приняты.
В октябре 2017 года парламент принял за основу проект нового Избирательного кодекса, который предусматривает механизм избрания народных депутатов по системе открытых пропорциональных списков. С тех пор он находился на доработке в рабочей группе. Спикер Рады Андрей Парубий заверял, что вопрос реформирования избирательной системы будет одним из первых, который депутаты рассмотрят осенью 2018 года. Но этот вопрос вообще не появился в повестке дня до сих пор.
Была у народных депутатов отдельная категория обещаний – ввести механизм отзыва парламентариев и чиновников. За время работы восьмого созыва парламента было внесено несколько таких законопроектов, но все они или отклонены или «пылятся» в комитетах. Обещания разработать соответствующий механизм давали и провалили, в частности, Ярослав Дубневич, Александр Онищенко, Владимир Зубик, Владислав Бухарев, Петр Сабашук, Сергей Хлань, Сергей Каплин, Сергей Мельник, Олесь Довгий, Андрей Река, Андрей Шинькович, Борис Козырь.
Еще одно популярное среди нардепов обещание, которое они решили не выполнять – ввести народное вето, вотум недоверия и народную законодательную инициативу. Это обещали, в частности, Николай Люшняк, Анатолий Евлахов, Константин Ищейкин, Вадим Кривохатько.
**
По истечению пяти лет трудно однозначно сказать, какой оценки заслуживают действия украинской власти. Нельзя сказать, что президент Петр Порошенко не справился со своей работой, но он определенно мог или сделать больше, или обещать меньше. Нельзя сказать, что все народные депутаты «протирали штаны» на протяжении каденции, но вирус популизма их точно заразил.
Возможно, проблема не в том, что украинцы возлагали слишком большие надежды на новую власть, а в том, что во власти оказались люди, не способные эти надежды осуществить. Политики делали то, что умеют лучше всего перед выборами – давали обещания, не думая об их выполнении. Ведь «говорить – не мешки ворочать».
Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.