Ньюсмейкером президентской гонки в конце прошлой недели стал лидер партии «Самопомич» Андрей Садовый. Он долго колебался, но все-таки дождался результатов социологического опроса, которому доверяет, после чего окончательно принял решение снять свою кандидатуру в пользу кандидата в президенты Анатолия Гриценко.
Подобный шаг может существенно изменить расстановку сил даже за месяц до голосования на выборах президента в первом туре. И вопросов пока больше, чем ответов. Ведь, несмотря на высокие шансы победить во втором туре, Анатолию Гриценко еще нужно туда добраться. А снятие Андрея Садового в пользу Анатолия Гриценко не является стопроцентной гарантией для выхода последнего во второй тур.
По нескольким последним социологическим замерам, поддержка Андрея Садового среди потенциальных избирателей колебалась в пределах 2-4%. По мнению Анатолия Гриценко, снятие Садового в пользу его кандидатуры даст эффект в плюс 10%, ведь якобы много избирателей среди его потенциальных сторонников, давно ожидали объединения демократических сил и выдвижение единого кандидата.
Надежды Гриценко небезосновательны. По данным февральского опроса Центра социального мониторинга, 50,9% опрошенных считают, что демократическая оппозиция нынешней власти должна выдвинуть единого кандидата на президентские выборы. И именно Гриценко является самой ожидаемой кандидатурой.
Прецедент Садового
В общем, история со снятием Андрея Садового в пользу другого кандидата из демократического лагеря – это своего рода прецедент. Который пока вовсе не гарантирует результата, но дает шанс на так называемую «цепную реакцию».
Добавление рейтинга Садового в рейтинг Гриценко может дать кумулятивный эффект только тогда, когда хотя бы еще несколько кандидатов в президенты также снимут свои кандидатуры и обнародуют соответствующие заявления.
Впрочем, если вспомнить объединительные процессы в новейшей истории Украины накануне президентских выборов, ни одна подобная консолидация так и не дала желаемого эффекта.
Вспоминаются минимум три подобные нынешней истории. Первая – кейс с так называемой «Каневской четверкой». В 1999 году, чтобы создать альтернативу тогдашнему президенту и кандидату на второй срок Леониду Кучме от условной «демократической оппозиции», четверо политиков – тогдашний мэр Черкасс Владимир Олейник (позже был нардепом от БЮТ и Партии регионов), оппозиционеры Евгений Марчук и Александр Мороз, а также спикер парламента Александр Ткаченко – объединились, чтобы предложить единого кандидата. Впрочем, рассорились и пошли на выборы отдельно.
Второй случай произошел накануне президентских выборов в 2004 году, когда вокруг кандидата в президенты Виктора Ющенко также объединилось много оппозиционных лидеров. Впрочем, преодолеть фальсификации и отстоять результат выборов удалось лишь после того, как произошли события так называемой Оранжевой революции.
Наконец, в третий раз оппозиционные силы объединялись уже накануне событий Революции Достоинства в декабре 2013 года. Впрочем, ни до, ни после трагических событий того периода выдвинуть единого кандидата на президентские выборы тоже не смогли. Ситуацией удачно воспользовался Петр Порошенко, тайно «договорившись» с тогдашним рейтинговым политиком – лидером партии УДАР Виталием Кличко.
Миф о силе объединений
В общем, история с объединением усилий политиков – хороший сигнал для избирателей о способности договариваться. Впрочем, то, что подобные шаги всегда ведут к улучшению электоральных позиций, – огромный миф.
Дело в том, что в большинстве своем украинцы хоть и слишком политизированы, впрочем, вряд ли готовы воспринять информацию об альянсах двух или более политических сил и их лидеров как призыв к голосованию. Наоборот, подобные новости положительно действуют на определенные электоральные группы населения, однако количественно достаточного преимущества перед конкурентами они не гарантируют.
Альянсы могут сыграть злую шутку с ее инициаторами – иногда это не мобилизует избирателей, а наоборот – расслабляет. Но если единого кандидата начнут поддерживать и другие политики, в том числе снимутся в его пользу, тогда есть шанс значительно улучшить рейтинги. Достаточно ли будет этого для выхода во второй тур, пока остается интригой.
Планы на парламентскую осень
К 8 марта кандидаты в президенты еще могут сняться с выборов. Вполне вероятно, что некоторые из 43 до сих пор зарегистрированных кандидатов могут пойти на такой шаг ради больших политических дивидендов с прицелом на парламентскую кампанию этого года.
Кто еще может сняться в пользу Анатолия Гриценко? Очевидно, подобных кандидатов крайне мало и у них нет существенных рейтингов. О своем желании сняться в пользу Анатолия Гриценко заявил Дмитрий Гнап. Впрочем, на партийном съезде «Силы людей» – партии, от которой бывшего журналиста выдвигали кандидатом в президенты, подобный шаг не одобрили.
Потенциально улучшить позиции Гриценко могли бы Роман Бессмертный и кандидат от ВО «Свобода» Руслан Кошулинский, впрочем, вряд ли они настроены на подобные альянсы. И общий рейтинг этих двух кандидатов еще меньше, чем у Андрея Садового.
Правда, история с поддержкой Анатолия Гриценко добавляет существенных бонусов Андрею Садовому уже в начале подготовки к парламентским выборам. Ведь отныне «Самопомич» и ее лидер – не просто политики с собственной позицией, но и имеющие имидж договороспособных и надежных партнеров. Впрочем, многое будет зависеть от самого результата, который сможет показать Анатолий Гриценко – именно из его позиций после президентских выборов будет понятно, кто, как и с какими ресурсами может пойти на выборы в условном «демократическом лагере» осенью 2019 года.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»