Впервые в истории независимой Украины в нашем государстве вводится военное положение. Правда, распространяться оно будет не на всю территорию, а лишь на ряд приграничных с Россией областей, кроме того, зоной потенциальной опасности в СНБО определили и непризнанные территории так называемой «ПМР», которая граничит с Винницкой и Одесской областями.
Конечно, преуменьшать опасность в войне с гораздо более сильным врагом не стоит. Тем более, когда впервые со времени гибридной агрессии в 2014 году Россия атаковала украинские корабли собственными ВМС. То есть пошла на открытый акт агрессии, объясняя это тем, что наши военные корабли якобы с нарушениями зашли в территориальные воды России.
Теперь имеем существенные последствия как во внутриполитической ситуации, так и в дипломатической плоскости. Весь день после событий в Азовском море украинцев беспокоили довольно логичные вопросы. Почему военное положение нужно вводить именно сейчас, когда РФ хоть и скрыто, но осуществляла свою агрессию и раньше? Почему на 60 дней, а затем – на 30? Что будут означать для рядового украинца такие изменения в жизни? Что будет с экономикой? Что будет с выборами президента? И много других.
Конечно, и в Администрации президента, и в СНБО вполне логично объясняют необходимость введения военного положения. Произошло прямое нападение на украинских моряков, которые выполняли свои непосредственные обязанности и следовали по маршруту к своей базе в Азовском море. К тому же в своем решении об объявлении военного положения и президент (он же главнокомандующий), и СНБО ссылаются еще и на разведывательные данные, которые свидетельствуют о растущей военной опасности со стороны северного соседа.
Впрочем, с точки зрения внутриполитической ситуации, история с введением военного положения – это тот самый «черный лебедь», который уже перемешал все политические расклады накануне избирательного сезона в 2019 году. Попробуем проанализировать, что же будет происходить с выборами президента с точки зрения именно политической логики поведения основных игроков.
Выйти из цугцванга
Как бы в дальнейшем ни разворачивались события вокруг введения военного положения, все политические игроки внутри Украины поняли одно – реальность полномасштабной войны с РФ гораздо более сильный фактор, чем любые другие проблемы. И украинцы в своем большинстве прежде всего хотят видеть решительные шаги по обеспечению их безопасности.
Именно поэтому решение действующего президента о введении военного положения – сильный шаг перед лицом реальных угроз. Конечно, ко всей ситуации вокруг нападения на украинских военных пока больше вопросов, чем ответов. С другой стороны, Петр Порошенко в возрастающей полифонии критики в канун президентской избирательной кампании показал, кто остается главнокомандующим и за кем последнее слово.
Глава государства пока элегантно вышел из дискуссии вокруг возможного переноса даты президентских выборов, уступив в сроках введения военного положения. Если 60 дней могли стать вполне реальной угрозой срыва избирательного процесса, то 30 дней – таковой уже не являются. А что будет после 30 дней военного положения, пока не известно. Очень опасный «горизонт планирования» для остальных потенциальных кандидатов в президенты.
Команде президента, несмотря на серьезность ситуации с нападением РФ, удалось достичь двух крайне необходимых эффектов. Во-первых, выйти из дискурса о постоянно падающих рейтингах и в корне изменить повестку дня. Война – дело серьезное, поэтому говорить об остальных угрозах может быть полностью не актуально. И главное, что общество поймет такую логику, потому что она простая и касается каждого. Во-вторых, параллельно команде президента удалось «подвесить на крючок» общую предвыборную ситуацию в Украине. Теперь спектр сценариев развития событий настолько разнообразен, что с выборами можно моделировать любые ситуации.
Внешний дипломатический фронт
Вместе с решением о введении военного положения Верховная Рада 298 голосами проголосовала за назначение выборов президента на 31 марта 2018 года. Впрочем, даже после принятия этого решения вероятность переноса выборов остается, ведь прогнозировать враждебные намерения России никто не берется.
Впрочем, даже при реальной угрозе полномасштабной войны, которая нависала над Украиной уже более четырех лет, ранее это не становилось поводом для переноса выборов. Конечно, подобные решения не принимаются без предварительной подготовки. Сейчас, кроме внутренних игроков, в необходимости переноса выборов из-за угрозы войны нужно будет убедить и весь мир, особенно западных партнеров из демократических стран.
Пока внешнеполитическая ситуация для Украины является благоприятной. Задача минимум вполне реальна для выполнения – обратить внимание мира на ситуацию в Азовском море и убедить ввести еще большие санкции в отношении России. Почти все демократические страны, которые поддерживают Украину, осудили применение силы ВМС России против украинских кораблей в Азовском море.
Объясняя миру всю серьезность ситуации, в украинском МИДе намекают на секретные данные разведчиков, детали которых не раскрываются. Однако основное их содержание обнародовал министр иностранных дел Павел Климкин. В частности, он сообщил, что у России есть планы как на захват Мариуполя и побережья Азовского моря, так и дальнейшего продвижения вдоль южных областей Украины к непризнанному Приднестровью для расчленения Украины.
Интересно то, что несмотря на все заявления мировых лидеров и на введение военного положения в ряде приграничных областей с Россией, Украина пока не решилась на официальный разрыв дипломатических отношений. Несмотря на риторику постоянно растущей угрозы со стороны России и непосредственные агрессивные действия государства-соседа, этот шаг представляется наиболее логичным. Но руководство государства так на него и не решилось.
Политическая опция военного положения
Учитывая то, что военное положение вводится лишь на части территории Украины, основные права украинцев не притесняются, выборы пока не переносятся, а дипломатические отношения с Россией не разорваны, остается только предполагать, какую именно политическую пользу могут принести подобные маневры. Конечно, с точки зрения обороны и национальной безопасности таких вопросов не возникает – шаг абсолютно необходим и логичен. Впрочем, режим «полувоенного состояния» будет непонятен для многих украинцев. Ведь нельзя реагировать на агрессию или готовиться к нападению потенциального врага лишь наполовину.
На данный момент в политическом плане противником идеи введения военного положения прогнозируемо стала фракция «Оппозиционного блока» и другие политики из пророссийского лагеря. Военное положение мобилизует избирателей как в лагере Петра Порошенко, так и в лагере тех, кто больше говорит «мы за мир», то есть того же Юрия Бойко. А еще близость подобной угрозы заставляет граждан быстрее определяться со своей позицией – много потенциальных избирателей остальных кандидатов в президенты, которые сомневались, кого именно выбрать, сделают свой выбор в пользу позиции убедительных аргументов.
Тяжко в ближайшие месяцы будет и другим до сих пор рейтинговым кандидатам – Юлии Тимошенко и потенциальным выдвиженцам, «новым лицам» Владимиру Зеленскому и Святославу Вакарчуку. Последних, учитывая отсутствие опыта в политике, вообще не будут воспринимать серьезно в ситуации потенциальных угроз, с которыми столкнулась Украина. А Юлии Тимошенко придется продемонстрировать находчивость, чтобы «перевесить» в информационном пространстве все заявления и действия действующего президента, новости от которого отныне все будут ждать с дополнительным неподдельным вниманием. Остальные кандидаты «теряются» на фоне поднятия ставок, которые предложил Петр Порошенко, вводя военное положение.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»