Пока в политической жизни страны продолжается летний отпускной период, Центральная избирательная комиссия решилась на довольно неожиданный шаг. 9 августа ЦИК обнародовала постановление о приостановлении выборов в 100 объединенных территориальных громадах, которые должны были состояться в октябре этого года.
При этом Центризбирком избрал неожиданный повод – обратился за разъяснениями в парламентский комитет по вопросам правовой политики и правосудия в отношении норм законодательства о местных референдумах. Мол, решение Конституционного суда о признании неконституционным закона «О всеукраинском референдуме» ставит целый ряд вопросов о возможности граждан Украины проводить местные референдумы. Без ответов на них, по мнению ЦИК, будут нарушены конституционные права граждан во время процесса объединения громад и выборов новых органов местного самоуправления.
Вся эта ситуация, скорее всего, имеет вполне политический подтекст. Решение ЦИК возмутило общественность на местах, экспертов и чиновников. Непосредственно сам глава Кабмина Владимир Гройсман назвал подобные действия ЦИК тормозящими процесс децентрализации.
Эксперты из избирательного законодательства указывают, что действия Центральной избирательной комиссии вообще выходят за пределы полномочий этого органа. Тогда как в самом разъяснении к своему постановлению ЦИК достаточно тщательно обосновывает свое решение. Так кто прав и зачем кому-то затягивать решение по назначению выборов в ОТГ?
Обеспокоенная ЦИК
Свою позицию в ЦИК объясняют отсутствием ясности в вопросе последствий признания неконституционным закона «О всеукраинском референдуме». Конституционный суд принял такое решение в апреле этого года.
Дело в том, что неконституционный сейчас закон «О всеукраинском референдуме», который был принят Верховной Радой 7-го созыва в 2012 году, приостанавливал действие предыдущего закона 1991 года, в котором также говорилось о порядке проведения местных референдумов. По мнению членов ЦИК, возникла путаница – становятся ли действительными нормы старого закона в случае, если КС признал неконституционным закон от 2012 года?
Если да, то это позволит местным громадам проводить опрос на предмет согласия об объединении в новых границах, переименование и определять другие вопросы методом прямой демократии. Если же нет, тогда имеем правовую коллизию. В постановлении ЦИК отмечается, что в случае отсутствия норм о местных референдумах могут наступить неприятные юридические последствия. В частности, речь идет о нарушении конституционных прав граждан в вопросе возможности выразить свое мнение во время референдума. «Назначение и проведение первых местных выборов без проведения местного референдума относительно добровольного объединения территориальных громад противоречит императивным требованиям части второй статьи 6 закона Украины «О всеукраинском и местных референдумах» и является покушением на конституционный строй в Украине», – говорится в постановлении ЦИК, которое объясняет аргументы в обращении народного депутата Аркадия Корнацкого.
Все эти замечания ЦИК могут иметь смысл только в случае, если этот орган действительно уполномочен начинать подобную политико-правовую дискуссию. Юристы сомневаются в этом – мол, правовых оснований для приостановления выборов в ОТГ нет. Ведь согласно закону «О добровольном объединении территориальных громад», ЦИК делегируется обязанность объявлять выборы при получении ею соответствующих выводов от областных государственных администраций. К тому же, согласно этому закону, обязательное проведение местных референдумов для объединения громад не предусмотрено.
Зато скандальное постановление ЦИК носит весьма противоречивый характер с юридической точки зрения, ведь выходит за пределы своей компетенции.
Как исправить ситуацию?
Ситуация осложняется еще и тем, что парламентский комитет не уполномочен официально толковать спорных юридических вопросов. Это означает, что никаких правовых последствий предоставления подобных разъяснений быть не может. Итак, постановление ЦИК – это своеобразное затягивание времени. Вот только зачем?
К тому же 17 августа истек срок, когда Центризбирком мог запустить избирательный процесс в ОТГ. Что делать дальше, непонятно. Скорее всего, придется заново запускать процедуру назначения выборов.
В ЦИК еще и удачно воспользовались ситуацией, ведь постановление было обнародовано в то время, когда Верховная Рада официально находится на каникулах. Интересно и то, что комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия возглавляет нардеп от БПП, профессиональный юрист Руслан Князевич. Вряд ли он не понимает всей правовой абсурдности подобного обращения ЦИК за разъяснениями в комитет.
Вопрос с «двойным дном»
На самом деле, есть еще много вопросов к самодеятельности нынешней ЦИК. Самое главное – что сам по себе этот орган уже давно стал синонимом всех возможных сорванных юридических процедур в вопросе формирования его состава. Само его существование в действующих правовых нормах является свидетельством прерогативы политико-правовых решений в нашем государстве.
В целом же, интересным является тот факт, что кроме членов правительства и премьер-министра, никакой реакции по поводу фактического срыва выборов в ОТГ не прозвучало от президента и его администрации. Это добавляет политического привкуса подобным авантюрам.
Эксперты предполагают, что в юридическом обращении ЦИК присутствует политическое «двойное дно». Ведь выборы в ОТГ – это своеобразный «срез» поддержки политических сил и их лидеров накануне президентских и парламентских выборов. Возможно, результаты выборов в ОТГ могут нанести информационный вред рейтингам партии БПП, эффект от чего на себе может почувствовать и действующий президент накануне выборов главы государства. И даже если результаты правящей партии будут неплохие, оппозиционные силы, прежде всего «Батькивщина», могут получить преимущество и использовать это в своей предвыборной кампании.
Все это лишь предположения, однако они не лишены чисто политической логики. Кстати, возможно, именно такие действия ЦИК наконец заставят Верховную Раду таки назначить новых членов уже в первые недели работы парламента в сентябре? Наконец, возможно, ситуация с приостановкой выборов подтолкнет парламентариев на принятие нового закона о всеукраинском и местных референдумах?
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»