Игра в диктатуру: уроки Турции для Украины

Александр Радчукполитолог

С начала августа Турция погрузилась в экономический кризис. Причина – резкая девальвация лиры по отношению к доллару. Предшествовал этим событиям целый ряд геополитических раздоров, которые в итоге вылились в публичное противостояние президентов США Дональда Трампа и Турции Реджепа Таипа Эрдогана.

Эксперты уже говорят о том, что подобное противостояние может обернуться масштабным экономическим кризисом не только для стран Ближнего Востока и Европы, но и для всего мира. Более того, на карту поставлены очень важные для геополитической стабильности в мире вопрос единства в НАТО, возможность создания новых военных альянсов и еще большее ухудшение отношений между странами ЕС и США.

Украина на этом фоне может попасть в еще большую турбулентность, ведь отечественная сырьевая экономика очень чутко реагирует на любую нестабильность на финансовых рынках. К тому же нужно будет делать очень непростой геополитический выбор, с кем именно «дружить»: с Турцией, ЕС или США. Сразу со всеми оставаться в хороших отношениях не удастся, ведь речь идет об очень противоречивых процессах, которые происходят в отношениях между этими геополитическими игроками.

Камень преткновения

Конфликт между Турцией и США назревал давно. Причиной к эскалации ситуации стали политические требования государств друг к другу. В конце июля США в ультимативном порядке запросили у Турции освободить из тюрьмы американского пастора Эндрю Брансона, обвиняемого турецкими правоохранителями в совершении преступлений от имени террористических групп и шпионаже. Американцы предупредили: в случае отказа применят санкции.

Впрочем, Анкара не прислушалась к требованиям США. Мол, никто не имеет права диктовать Турции, что делать с преступниками. Зато турецкие власти ранее предлагали американцам обменять Брансона на Фетхуллаха Гюлена – именно его Эрдоган обвиняет в организации и попытке совершить государственный переворот летом 2016 года. Гюлен имеет официальный статус беженца в США и, конечно, американцы всячески отказываются сотрудничать с Турцией в вопросе экстрадиции оппозиционного к Эрдогану политика.

Поскольку Турция отказалась освободить Эндрю Брансона, американский президент Дональд Трамп решил действовать более решительно. Американцы ввели санкции против министров юстиции и внутренних дел Турции, а также приостановили действие льготного режима на экспорт турецкой продукции (прежде всего стали и алюминия). Именно эта новость расшатала рынки и вызвала существенную девальвацию турецкой лиры.

Но вопрос не только в обмене пленниками. США негативно относятся к сближению в отношениях между Турцией и Ираном, а также товарищеских намерениях Эрдогана развивать отношения с Россией и поддерживать движение ХАМАС. В свою очередь в Турции очень негативно относятся к последним геополитическим шагам Дональда Трапма, который открыто призывает мир к изоляции Ирана и всячески поддерживает политику Израиля. Добавило напряженности и поддержка США курдских вооруженных формирований, воевавших против ИГИЛ в Сирии.

Жизнь в долг

Кризис в Турции может больно ударить и по странам ЕС. Ведь большинство инфраструктурных проектов в Турции кредитуется за счет европейских банков. За последние годы экономика Турции демонстрировала успехи, впрочем, все это не в последнюю очередь за счет заимствований. Внешний долг страны вырос со 130 миллиардов долларов в 2002 году до 1,5 триллионов долларов в 2018-м.

Именно поэтому европейские лидеры в конфликте «Трамп-Эрдоган» заняли позицию именно турецкого лидера. Так, канцлер Германии Ангела Меркель выразила надежду на то, что ситуацию с лирой удастся уравновесить, а в немецком правительстве вообще раскритиковали США за ведение торговой войны против Турции.

Дело в том, что если Турция не сможет выплатить долги из-за кризиса, европейские банки недосчитаются сотен миллиардов заемных евро. А это неизбежные проблемы для самой экономики ЕС. К тому же у Анкары есть еще одно преимущество – миллионы беженцев, которым правительство Турции обеспечивает временные условия проживания, сдерживая дальнейший поток мигрантов в Европу. Это мощное оружие воздействия в руках Эрдогана.

Теряя геополитический рассудок

Турция хоть и получила серьезный повод для беспокойства относительно возможности собственной экономики, однако не теряет геополитических позиций в регионе. Прежде всего агрессивные действия США могут подтолкнуть Эрдогана к очередному сближению с Россией и Ираном. А учитывая то, что сейчас Турция – одна из самых мощных военных держав-союзниц НАТО, подобные маневры могут иметь влияние на дальнейшую судьбу Североатлантического альянса.

Эскалация отношений между Трампом и Эрдоганом может привести даже к громким заявлениям о выходе Турции из состава НАТО. К слову, Дональд Трамп несколько раз публично намекал, что Турция могла бы платить больше взносов в бюджет Альянса.

Если Эрдоган прибегнет к смелым шагам, подобная ситуация сыграет на руку прежде всего России. Во-первых, Кремль может получить нового мощного союзника на Ближнем Востоке и в Средиземном море. Во-вторых, подобная ситуация еще больше зажмет Украину в тисках противоречий между США и РФ.

С другой стороны, один из основных уроков, которые должна вынести Украина в ситуации с Турцией, – любая диктатура ведет к постепенному ухудшению экономического состояния государства. Ведь для укрепления своей власти нужно постоянно искать внутренних и внешних врагов. Зато здравый смысл в важных для страны вопросах теряется. Именно это сейчас и происходит с Турцией: как бы Эрдоган ни призывал соотечественников объединиться в противостоянии с новым «врагом» – США, экономические реалии все же победят. Турция оказалась в непростой ситуации выбора – остаться на пути диктатуры или все же продолжить путь к процветанию и развитию.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО