Президентские выборы надвигаются с неотвратимостью и как-то даже беспардонно. Им, похоже, наплевать, готова ли к ним страна и участники, надлежащим ли образом одеты и напомажены, или кто-то все еще мечется в исподнем, собираясь с мыслями и экипировкой.
Юлию Тимошенко не упрекнешь в нерасторопности. Активно тестируется новый имидж: была сельская учительница, теперь якобы опытный эксперт со сверхвозможностями. Да-да, что-то из «Мстителей», все же хотят мести, а уж как она хочет! Столбятся билборды по всей стране, организован смотр сил, он же – их наглядная демонстрация. Ей очень сейчас нужно выжать все из своего шанса, буквально позарез, 2024-й вообще за горизонтом целеполагания, и, в общем, правильно.
Лагерь власти, если вот это все можно каким-то образом объединить одним названием, отвечает внутренним раздраем и обидой на неблагодарный народ. Президент не прочь поменять отбившегося от рук премьера, но не видит необходимых вистов на этих самых руках. Очень обижается, что «зрадофилы» не ценят его ранние седины и безвиз. Премьер узрел заговор против себя и правительства со стороны президентских силовиков и грозит разоблачениями, очень обижен. Генпрокурор хочет на место премьера и не понимает, как можно не замечать выдающихся успехов его нынешнего ведомства. Министр внутренних дел хватает за пуговицы случайных прохожих и рассказывает им свой эксклюзивный рецепт возврата оккупированного Донбасса, недоумевает, почему его слушать не хотят, зато непрерывно костерят полицию. Столичный мэр и одновременно глава президентского блока дуется на киевлян, которым все время не хватает то воды, то дорог, и на всякий случай прикидывает свои варианты выдвижения в президенты.
Одним словом, демонстрируют чудеса сплоченности и слаженности коллективного действия, которое, конечно, гарантирует Петру Порошенко новую победу. Претензии к полуврагам, неспособным оценить управленческие таланты «команды», дополняются риторическим: а кто бы справился лучше?
Прекрасный, кстати, вопрос, на который с удовольствием отвечают сторонники той же Тимошенко, а также поклонники Гриценко, Ляшко, Бойко, Рабиновича и Зеленского с Вакарчуком. И не морщатся. Свободная страна, простые нравы, досадный политический фон, на котором даже мыши получают моральное право рассуждать о своих президентских перспективах. И то, что у нас дошло дело до мышей, несомненная заслуга действующей власти, которая задала и прочно удерживает планку на этом уровне.
Претензии к непонятливому, неблагодарному или, чего уж, тупому народу – маленькая, но важная деталь, логично дополняющая образ соответствующего всем этим характеристикам руководства. Успешным популярным лидерам не нужно упрекать своих граждан, главное, они знают: ни в коем случае упрекать нельзя. А мысль, будто такие упреки делают непонятливых понятливее, неблагодарных благодарнее, а тупых умнее, может прийти только особенно одаренному начальству, каковым мы и располагаем.
Нет, правда, хотелось бы посмотреть политтехнологически циничные и сухие выкладки, как нытье по поводу неправильных избирателей позволяет увеличить число правильных. Возможно, в этом есть какое-то хитрое, не видимое невооруженным глазом рациональное зерно, которое в нужный момент даст удивительные всходы, и мы будем поражены результатами и попраны в своем неверии. Ударятся оземь зрадофилы и превратятся в прекрасных порохо- или каких там еще ботов.
Пока же вспоминаются школьные годы, когда бедолаги-учителя, а чаще затурканные жизнью учительницы, не способные совладать с буйными детскими нравами, вычитывали класс, вот там непременно было про тупость и неблагодарность. Выглядело это, помнится, стыдно и жалко в исполнении взрослых. Правильный же ответ был известен и им, и нам, малым детям: взялся не за свое дело, не рассчитывай не только на любовь, но и на понимание и даже желание понимать и принимать. Когда, например, математичка особенно распалялась и не слышала за своим ором никого и ничего, мы на задней парте с Вовкой Морозовым начинали скандировать: «Шайбу! Шайбу!» и замолкали, когда в недоумении замолкала она. Было очень смешно. Не дети, а сволочи, честное слово.
Сейчас по обе стороны условной линии, разделяющей власть и граждан, взрослые, до чертиков уставшие от неудач люди, с кучей претензий друг к другу и сильной взаимной нелюбовью. И как-то не до веселья. Лучше бы до крика не дошло.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»