Партийное донорство: как ребрендинг будет спасать рейтинги политических сил

Александр Радчукполитолог

Партийное строительство – процесс, который в Украине продолжается перманентно. Основное отличие от демократических обществ со стабильными политическими традициями – отсутствие устойчивых идеологических компонентов. Партии действуют наугад, руководствуясь политической конъюнктурой и личными рейтингами отдельных политиков.

Один из главных вопросов в партийном строительстве: может ли политическая сила существовать без единого рейтингового лидера? Все попытки построить «нелидерскую» партию в украинских реалиях заканчивались неудачей. Однако четкими идеологическими постулатами руководствовалась разве что запрещенная ныне Коммунистическая партия Украины.

Еще один залог успеха – если у лидера и возглавляемого им партийного бренда есть узнаваемость, то появятся и спонсоры. Однако что делать с рейтингами, если они упали до предела статистической погрешности? Ответ один – ребрендинг!

Сразу несколько политических партий – как парламентских, так и внепарламентских – рассматривают возможность занять политическую нишу, которую в Украине привыкли называть «национал-патриотической». Речь идет как о центристской (неолиберальной, «умеренной») идеологии, так и крене в сторону правого сегмента настроений потенциальных избирателей. Кто из них с легкостью преодолеет 5% избирательный барьер, а кому придется попотеть для достижения этой цели?

В тени президента

Одними из первых о качественном ребрендинге задумались в «Блоке Петра Порошенко». На самом деле, речь идет не только об изменении названия, но и поиске новых партнеров для обновления этой политической силы.

О подобных планах в одном из недавних интервью рассказал действующий генеральный прокурор Юрий Луценко, который ранее возглавлял фракцию БПП и является близким соратником действующего президента. В частности, он выступил за создание правоцентристской партии, которая станет новым драйвером реформ. Мол, и БПП, и «Народному фронту», и «другим партиям» следует опираться на средний класс, который «давно ищет не вождей, а стабильную политическую силу, которая отстаивает их интерес».

Таким образом, в БПП рассчитывают на то, что хотя бы часть «фронтовиков» таки присоединится к пропрезидентской команде в процессе создании подобной обновленной партии. Очевидно, речь идет о «силовой» части «НФ», в частности той, которая ориентируется на секретаря СНБО Александра Турчинова.

Попутчиками Петра Порошенко и Ко могут быть и ряд влиятельных мажоритарщиков, которые, как правило, до 2014 года представляли интересы крупного капитала в юго-восточных регионах Украины. Интересно, что в очередной раз от планов БПП дистанцируется группа народных депутатов от партии УДАР Виталия Кличко. Вероятно, эта политическая группа планирует присоединиться к созданию других политических проектов или снова попытается собственными силами пробираться в новый созыв парламента.

Инициатива Юрия Луценко является прямой аналогией с 2008 годом, когда глава Секретариата Президента Виктор Балога предложил своему соратнику и непосредственном шефу Виктору Ющенко создать новую политическую силу на руинах тогдашней «Нашей Украины». Партия «Единый центр» должна была стать опорой тогдашнего президента накануне выборов 2010 года. И действительно за 2 года до них у Виктора Ющенко еще были шансы переизбраться на второй срок, впрочем, он выбрал другой путь. А партия «Единый центр» так и не погрузилась в глубины большой политики.

Характерно, что Юрий Луценко не зря рассказал о своей приверженности к парламентско-президентской форме правления, которая предусматривает ослабление полномочий президента. Если бы шансы переизбраться на второй президентский срок у Петра Порошенко были высоки, его ближайший соратник вряд ли обнародовал такие тезисы. Зато именно сейчас в пропрезидентской команде серьезно задумались о «запасном аэродроме».

Фронт на чемоданах

Дефрагментация ожидает и партию «Народный фронт». По крайней мере внешне этого может и не произойти, но политическую силу уже осенью могут покинуть ряд ключевых фигур. Возможно, они сосредоточатся на создании новой политической силы, тогда как другая часть «фронтовиков» займется политической реанимацией нынешней партии.

Как именно? Если «Народный фронт» так и не соблазнится на предложения своих коллег по коалиции создать единую политическую партию, уже в октябре они могут выбрать совсем другую тактику и перейти в жесткую оппозицию к действующему президенту и своим нынешним союзникам из БПП. Почему в октябре? Потому что после этого у Петра Порошенко уже не будет даже теоретической возможности разогнать действующий парламент.

Альтернативный путь – поддержать другие политические силы или даже объединиться с новым рейтинговым игроком. Им, например, может стать Арсен Аваков или Владимир Гройсман. Примечательно, что у обоих политиков уже есть определенные «политические заготовки» в виде поддержки собственных политических проектов.

Планы на «правицу»

Уже больше года назад сразу пять националистических политических сил подписали манифест о координации совместной деятельности. Таким образом, речь идет о мобилизации правого электората для преодоления 5% избирательного барьера. И подобная задумка, по мнению политологов, может сработать.

Во-первых, на досрочных парламентских выборах 2014 года «Свободе» не хватило нескольких десятых процента, чтобы преодолеть заветный избирательный барьер.

Во-вторых, в пользу правых вполне может сыграть фактор, который дал им высокую поддержку избирателей в 2012 году. Напомним, тогда «Свобода» получила 10,44% голосов избирателей по партийным спискам, что было своеобразной сенсацией тогдашних парламентских выборов. Голосов добавили граждане, которые были разочарованы другими политическими силами и надеялись увидеть в националистах более решительно настроенную политическую силу.

Уровень протестного электората за последние годы существенно вырос, а учитывая еще три серьезные радикальные по своей сути группы в лагере правых – «Нацкорпус», «Правый сектор» и С14 – можно смело прогнозировать, что правые могут повторить успех 2012 года.

Команда «непроходных»

Похоже, хорошие шансы побороться за президентскую булаву вдохновили до сих пор не слишком склонного к партийным объединениям Анатолия Гриценко. Последний раз «Гражданская позиция» координировала совместные действия с другими оппозиционными партиями в 2012 году. А вот в 2013-м так и не поддержала предложение ВО «Батькивщина» объединиться и сформировать общий избирательный список.

Сейчас партия активно ищет партнеров для наращивания политических мускулов. Прогнозируемо Гриценко нашел общий язык с Дмитрием Добродомова и возглавляемой им партией «Народный контроль». Среди вероятных кандидатов на объединение – политическая сила «Альтернатива» экс-нардепа Егора Фирсова, Европейская партия Украины Николая Катеринчука.

Общие ценности с политической силой Анатолия Гриценко могут иметь общественное движение «Хвиля» Виктора Чумака и партия «Рух новых сил» экстрадированного экс-главы Одесской ОГА Михеила Саакашвили.

Именно политическая сила, возглавляемая Гриценко, по мнению экспертов, может стать самым непрогнозируемым явлением на выборах следующего 2019 года. В случае выхода Анатолия Гриценко во второй тур президентских выборов у его партии может появиться еще больше политических союзников.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО