Политически плодотворной весны в этом году не получилось. Март и по погоде, и по настроению, и по результативности стал частью мрачной и богатой на скандалы зимы, а апрель быстро нырнул в пасхальные праздники и, чуть очухавшись, тут же стал готовиться к затяжным майским каникулам. Май уже одной ногой в лете, летом же активная общественная жизнь замирает: зной и нега. Вот и выходит, что, казалось, вчера насмешив всех рассказами об «осени реформ», власть уже роняет Украину в новую осень, последнюю перед выборами. А там – пусто.
Февральский опрос КМИС, в котором Порошенко впервые выпал из лидерской пары, вполне мог зафиксировать случайную девиацию, каприз народных настроений, но данные социологической группы «Рейтинг» за апрель уже не оставляют сомнений: перелом в общественном сознании произошел. Президент в качестве политического лидера потерялся в разношерстной группе, где в диапазоне рейтинга от 4% до 7% пребывают Рабинович, Ляшко, Бойко, Гриценко и даже Вакарчук с Зеленским.
Еще показательней уточняющие данные, полученные в исследовании. Петр Порошенко с большим отрывом стал лидером антирейтинга: за него ни при каких условиях не проголосовали бы 45,3%, у следующих за ним Яценюка и Ляшко этот показатель около 25%. Лишь для двух процентов он является «вторым выбором» в случае, если по каким-то причинам не получается проголосовать за «своего» кандидата. Если это не карьерная катастрофа, то как еще назвать такую стартовую позицию перед избирательной кампанией?
Характерно, что избиратели отвернулись от главы государства не в результате каких-то болезненных реформ, которые он проводит, это вовсе не пресловутая «пуля в лоб», совсем наоборот. При том, что почти 70% опрошенных считают, что стране нужны радикальные преобразования, как раз среди сторонников Порошенко наибольший запрос на стабилизацию, они меньше других склонны требовать изменений. Петр Алексеевич не только в глазах противников, он и сторонниками не считается лидером решительных преобразований, за что они его и ценят.
Кстати, вполне можно согласиться с анекдотичным утверждением Виктора Уколова в его блоге на «Украинской правде» о провале оппозиции. Тимошенковские 8,8% выглядят очень неубедительно на фоне пикирующей власти, у Юлии Владимировны давно, практически с 2010 года, ничего существенно не растет. Другое дело, что не политологу нынешней Банковой об этом рассуждать.
А вот что растет, так это ожидание новых лиц. Даже если это лица актеров или музыкантов, они для кого-то привлекательней, чем обрыднувшие физиономии политиков. Никто из них не выдержал испытания временем, в котором случились жестокие столкновения с прошлой властью и война с Россией. Другое дело, что время испытаний не вынесло наверх и альтернативу нынешней импотентной «элите». Но избиратели продолжают ждать: 46% поддержали бы новые политические проекты, если бы они появились, и среди сторонников старых партий треть готовы отказаться от них в пользу чего-то по-настоящему свежего.
Больше всего заряжены на перемены самостоятельные и хорошо образованные люди в возрасте до 40 лет. Да, тем самым Петр Порошенко становится в первую очередь кандидатом немолодых людей, зависящих от бюджета и не склонных к риску, который ассоциируется у них не с возможностями, а с потерями. Телевизор в помощь, но, похоже, не поможет уже и он, с определенного уровня никакие реанимационные сверхусилия не способны вернуть пациента к жизни.
Странно было бы отдавать власть, а значит, будущее страны, в руки разочаровавших, малосимпатичных и случайных людей, которые нынче фигурируют в опросных списках социологических служб. Но в осень Украина войдет – уже практически входит – не имея другого выбора. Может, это по-настоящему пугающее обстоятельство заставит кого-то провести лето не в приморской дреме. А нет – пеняем на себя, больше не на кого.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»