В конце прошлой недели неподалеку столичной станции метро «Святошин» неожиданно выросли баррикады. Так около тысячи молодых человек встретили сопротивлением и заблокировали силовиков на территории завода АТЕК. Правоохранительные органы пришли с обысками на рекрутинговую базу полка «Азов» и его тренировочный центр, который как раз и находится на территории завода.
На место происшествия на призыв лидера «Национального корпуса» Андрея Билецкого прибыли сотни неравнодушных из разных националистических движений и партий. По словам главы «Нацкорпуса», силовики проникли на территорию завода без каких-либо разрешительных документов. Впрочем, в социальных сетях и в специальных группах мессенджеров информация была крайне неоднозначной. Сначала была информация о том, что обыски проводила вроде бы не полиция, а СБУ. Впоследствии свидетели обыска заявили, что на базе «Азова» работает спецподразделение Нацполиции КОВД. К тому же, по словам представителей «Нацкорпуса», силовики незаконно завладели личным имуществом активистов и даже украли ордена ветеранов АТО.
Примечательно то, что на своих страницах националисты подчеркнуто называли действия Нацполиции противоправными, а самих спецназовцев называли «беркутней» и смело приводили параллели с действиями бывшего спецподразделения МВД «Беркут» во время уличных акций протестов в 2013-2014 годах.
Впрочем, столкновений удалось избежать. Силовики после обысков покинули территорию завода, пройдя через «коридор позора», который устроили националисты. Тогда как лидер «Нацкорпуса» уже заявил о том, что за такие действия правоохранительных органов готов подавать в суд.
Интерес к самому событию вызывает то, что это первый случай открытого противостояния правоохранительной системы с активистами партии «Национальный корпус». И по поводу этого возникает ряд вопросов.
Давление или игра с избирателем?
Прежде всего стоит немного вспомнить предысторию ситуации с обысками в партии «Нацкорпус». Дело в том, что еще в начале года около 600 молодых людей в униформе с надписью «Национальные дружины» приняли присягу на верность украинскому народу и прошли маршем по центру столицы, вызвав неоднозначную реакцию у свидетелей этого события. Тогда же в соцсетях и в СМИ разгорелась оживленная дискуссия, что может означать такая раскованность националистов.
Впоследствии на такую деятельность парамилитарных отрядов «Национального корпуса» отреагировал министр внутренних дел Арсен Аваков, заявив, что они могут существовать как общественные организации, но ни в коем случае не должны переступать рамки закона. Мол, монополия на применение силы остается только за государством. Это заявление вызывает особое внимание, учитывая тот факт, что именно партия «Национальный корпус» и ее лидер имеют непосредственное отношение к формированию и деятельности добровольческого батальона «Азов», который участвовал в наиболее ожесточенных боях на востоке Украины. Впоследствии добровольческий батальон был расформирован и на его основе создан отдельный отряд специального назначения Нацгвардии «Азов». Нацгвардия подчиняется главе МВД.
Сами формулировки в заявлениях министра внутренних дел относительно националистической идеологии в деятельности «Азова», а впоследствии «Национальных дружин» не носят резкого характера. Наоборот, ранее министр вообще не видел проблем с подобной националистической направленностью движения. «Да, большинство из присутствующих в батальоне «Азов» ребят имеют свое восприятие мира. Но кто вам сказал, что вы можете судить? Не забывайте, что сделал батальон «Азов» для страны ... Всякий, кто скажет мне, что эти ребята проповедуют нацистские взгляды, носят свастику и так далее, откровенно врет и занимается ерундой. Я много часов провел с бойцами «Азова» в разговорах. Нет там ни нацизма, ни свастик», – заявлял Арсен Аваков еще в 2014 году.
Поэтому после событий прошлой недели выглядит так, что сейчас националистическое движение поменяло свой статус с «полезного» на «опасный» для государства. Впрочем, есть одна деталь, которая не укладывается в эту концепцию – что именно и почему искали правоохранители на рекрутинговой базе «Азова», почему об этом ничего неизвестно? Ведь не исключено, что такие действия силовиков привлекают дополнительное внимание к давлению на правые партии в Украине. А угнетенных героев украинцы всегда уважают. Это обстоятельство вызывает дополнительные вопросы, учитывая приближение избирательного сезона 2019 года.
Говорит улица
Кроме «Национального корпуса», более существенных гонений за последние годы претерпела партия «Свобода». Ее активистов обвинили в провокации под стенами Верховной Рады в августе 2015 года, когда должны были быть проголосованы изменения в Конституцию Украины относительно возможности особого статуса Донецкой и Луганской областей. Тогда от взрыва гранаты на площади Конституции погибли четверо нацгвардейцев, еще 141 человек получил различные ранения.
Тогда министр внутренних дел Арсен Аваков прямо обвинил партию «Свобода» и ее лидера Олега Тягнибока в этом преступлении. После этого в СМИ была развернута кампания по дискредитации активистов партии, которых стали обвинять в «расшатывании лодки» в пользу российского агрессора. Примечательно, что «Свобода» – единственная правая партия, которая имеет своих представителей в парламенте, а в Верховной Раде прошлого созыва имела собственную фракцию.
«Свобода» и ее партийцы принимали активное участие в уличных акциях протеста во время событий Революции Достоинства. Потом так же активно формировали костяк новых Вооруженных сил Украины, первыми приобщившись к формированию добровольческих батальонов. Такая деятельность националистов привлекала внимание и имела значительный электоральный потенциал. На внеочередных выборах в Верховную Раду в 2014 году «Свобода» получила 4,71% поддержки граждан, однако так и не преодолела 5% избирательный барьер. Такой результат был действительно эффектом «холодного душа» для партии, ведь на выборах 2012 года «свободовцы» получили 10,44% голосов избирателей, что стало самой большой неожиданностью тогдашних выборов.
Конкуренцию «Свободе» могла составить партия «Правый сектор», хотя ее популярность даже на волне активного участия в Революции Достоинства и боевых действиях в защиту Украины не произвели впечатления на украинских избирателей. Впервые баллотируясь на выборах 2014 года, партия получила 1,72% голосов избирателей. Впоследствии неожиданностью также стал и отход от управления партией ее наиболее влиятельного руководителя – Дмитрия Яроша.
Сейчас все три партии – «Национальный корпус», ВО «Свобода» и «Правый сектор» – хоть и работают на едином электоральном поле, однако в публичной плоскости не считают друг друга конкурентами. Руководители трех партий год назад подписали документ под названием «Национальный манифест» об объединении усилий ради достижения общих политических целей.
Маятник националистов
На самом деле, объединив свои усилия, правые партии действительно имеют все необходимые составляющие для успеха.
Во-первых, это способность и запрос на политический реванш. Националистами пугают рядовых избирателей, называя их чуть ли не экстремистскими группировками. Впрочем, это далеко не так, если вспомнить всю партийную историю Украины. Партийные функционеры, как и избиратели националистов, считают несправедливым то, что они не имеют своей квоты в нынешнем парламенте, при этом приложив немало усилий к процессу ухода предыдущей власти.
Во-вторых, благоприятно будет действовать на рейтинги правых образ жертвы. В этом случае любое противостояние с властью является неким символом принципиальности и несокрушимости своих позиций.
В-третьих, как и в случае с 2012 годом, в пользу националистических партий может сыграть чисто протестный потенциал избирателей, которые придерживаются логики «лучше проголосовать за националистов, которые немного оживят деятельность парламента, чем за очередных ставленников олигархов». Маятник может сработать в обратную сторону и правые вновь получат существенную поддержку избирателей.
Да, именно образ «простых парней из народа» до сих пор добавляет в копилку правых существенных электоральных баллов. Конечно, вряд ли кто-то из избирателей слишком тщательно будет разбираться в вопросах финансирования партий. Впрочем, пока рассмотрение этих вопросов в компетенции и полномочиях НАПК. Не исключено, что именно проверка источников финансирования будет одним из способов разрушить репутацию оппозиционных сил.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»