Теория заговоров: что общего между делами Савченко и Саакашвили

Денис Поповичжурналист

Комитет Верховной Рады по вопросам регламента дал согласие на снятие депутатской неприкосновенности, задержание и арест народного депутата Надежды Савченко.

Соответствующее представление внес в парламент генпрокурор Юрий Луценко. Надежду Савченко обвиняют в подготовке к совершению ряда тяжких преступлений против национальной безопасности.

За последние четыре месяца это уже вторая попытка Юрия Луценко раскрыть масштабный антигосударственный заговор. Однако расследование первого дела, главным фигурантом которого являлся Михеил Саакашвили, пока закончилось ничем. Какая же судьба ждет дело Савченко?

Лидеры «восстаний»

По данным ГПУ, нардеп вступила в преступный сговор с целью захвата власти, свержения действующего конституционного строя, покушения на жизнь первых лиц государства, совершения терактов в правительственном квартале Киева и других тяжких преступлений.

Напомним, обвинения Надежде Савченко были выдвинуты в связи с делом переговорщика по вопросам освобождения пленных Владимира Рубана, которого задержали 8 марта на линии разграничения в Донецкой области с арсеналом оружия.

По версии СБУ, Рубан собирался осуществить серию терактов в правительственном квартале в Киеве, с целью свержения действующей власти, а также готовил покушение на первых лиц государства, включая президента Петра Порошенко.

Как отмечается в представлении генпрокурора, обнародованном народным депутатом Антоном Геращенко, Надежда Савченко вступила в сговор с Владимиром Рубаном и рядом других лиц, в том числе участниками террористической организации «ДНР».

Целью сговора было осуществить «насильственное свержение конституционного строя и захват государственной власти». «Достичь указанных преступных результатов соучастники решили путем совершения террористического акта и покушения на жизнь государственных и общественных деятелей», – говорится в представлении.

Отметим, что за последние четыре месяца генпрокурор Юрий Луценко уже во второй раз заявляет о раскрытии масштабных антигосударственных заговоров. Как известно, 5 декабря прошлого года, Юрий Луценко заявил, что акции протеста с участием экс-президента Грузии Михеила Саакашвили финансировались за счет «членов преступной группировки Януковича, в первую очередь Сергея Курченко». «Целью (акций) был захват государственной власти в Украине», – подчеркнул Луценко.

Также, по словам Луценко, Саакашвили должен был помочь членам преступной группировки Януковича-Курченко «восстановить контроль над активами» и способствовать закрытию против них уголовных дел. В подтверждение этих слов были предъявлены так называемые «пленки Курченко». На них были записаны голоса предположительно самого Михеила Саакашвили, Сергея Курченко, а также их доверенных лиц. Эти люди обсуждают сценарии проведения протестов, суммы финансирования, а также гарантии, которые Саакашвили мог бы дать Сергею Курченко в случае своего прихода к власти.

Спустя два месяца, Луценко еще раз подчеркнул, что человек, приближенный к Саакашвили, а также сам лидер «Руха новых сил» вступили в контакт с Курченко, чтобы получить финансовую помощь для акций протеста.

«Следствие не подозревает, а знает, что из офиса Курченко было передано свыше 200 тысяч долларов для финансирования акций протеста, и обсуждался возможный захват помещения украинского парламента. Эти деньги получили под нашим контролем люди из ближайшего окружения Саакашвили. Это зафиксированный факт», – заявил журналистам Луценко в конце января 2018 года.

Однако 12 февраля грузинского политика задержали и выслали из страны, 3 марта был снесен палаточный городок, развернутый сторонниками Саакашвили у здания Верховной Рады, а 12 марта от адвоката Михеила Саакашвили Руслана Чорнолуцкого стало известно, что Генпрокуратура вообще приостановила уголовное производство в отношении Саакашвили. Соответствующее решение было принято 6 марта.

Главный вопрос, который возникает в связи с делом Саакашвили: а был ли мальчик? Ведь если грузинский политик действительно подозревался в подготовке к госперевороту, то его ни в коем случае нельзя было выпускать из страны. А так шахматная партия с Саакашвили больше напомнила ситуацию, когда один из игроков, не видя адекватного продолжения, просто смахнул все фигуры с доски…

Вопросы и нестыковки

История с Рубаном и Савченко возникла буквально через несколько дней после разгрома палаточного городка возле парламента. И к ней тоже возникают вопросы. Согласно подробностям дела, изложенным в материалах СБУ и ГПУ, Рубан дважды перевозил оружие через линию разграничения. Первая партия, которая приехала в ноябре, «осела» на территории воинской части ГУР Минобороны в Хмельницком. Получается, что действующими лицами являются в том числе и бойцы элитного спецподразделения. Почему же тогда военные вообще не фигурируют в этом деле?

Также в представлении генпрокурора отмечается, что по сценарию «восстания», заговорщики должны были дождаться момента, когда в здание парламента прибудут президент, премьер-министр, члены правительства; обстрелять правительственный квартал из минометов, гранатометов и стрелкового оружия, убить первых лиц государства, не пощадив и сотрудников правоохранительных органов, которые попытались бы этому помешать. Затем, согласно фабуле ГПУ, террористы должны были захватить ночью здание Верховной Рады и одновременно напасть на жилища Петра Порошенко, Александра Турчинова, Арсена Авакова и других политиков с целью их убийства.

Такая последовательность действий не имеет смысла хотя бы потому, что этих людей планировали убить еще на первом этапе. После этого заговорщики, по идее, должны были, собственно, и начать процесс захвата власти. Как минимум попытаться установить контроль над силовыми структурами, а не терять время на захват разгромленной Рады или нападение на жилье уже ликвидированных президента и членов правительства.

При этом из текста подозрения, объявленного Владимиру Рубану сотрудниками СБУ, становится понятно, что заговорщики собирались «захватить и удержать» здание Рады. Таким образом планировалось создать условия для переброски в Киев сил АТО, задействованных на востоке, и оголить фронт, чтобы позволить РФ начать широкомасштабное наступление и ввести на территорию Украины войска под видом «миротворческих сил».

Но для осуществления столь масштабных действий нужно много подготовленных людей, а по данным ГПУ и СБУ, у Рубана и Савченко было всего несколько сообщников. И это снова возвращает нас к вопросу о том, какую роль в этом сценарии играл спецназ ГРУ. Большое количество нестыковок и та скорость, с которой дело Рубана и Савченко появилось сразу после провала с «пленками Курченко», позволяют сделать вывод о двух вариантах развития событий, каждый из которых по-своему неприятен.

Первый. Никто не планирует свергать власть Порошенко. И все громкие разоблачения, связанные с Михеилом Саакашвили и Надеждой Савченко, – это всего лишь информповоды, призванные отвлечь внимание людей от реальных проблем преступности и коррупции. В этом случае дело Савченко быстро сменится какой-нибудь новой фантастической историей.

Второй. Опасность свержения власти есть. И более того, оно действительно может пройти по самому кровавому сценарию. Силовики это понимают, но раскрыть заговор пока не в состоянии. Остается лишь «бить по площадям» в надежде накрыть хоть какие-нибудь концы. Этой неопределенностью и можно объяснить все нестыковки и странный набор подозреваемых. Но тогда взрыв может произойти в любой момент и наша степень готовности к такому варианту развития событий остается под вопросом.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО