Прагматизм и мессианство: в чем причина неудач экспатов в Украине

Александр Радчукполитолог

На своей пресс-конференции президент Петр Порошенко, среди прочего, поставил точку в важной для его рейтинга «проблеме Саакашвили». Команда главы государства хорошо поработала над тем, чтобы нейтрализовать надоедливого грузинского политика. «Михеил Саакашвили сам разрушил свои мечты и надежды. Я не думаю, что сейчас он счастливый человек. Реадмиссия Саакашвили была проведена в полном соответствии с законом», – нарочито неэмоционального подчеркнул Петр Порошенко во время своего общения с журналистами.

Уже через несколько дней полиция, применив силу, разогнала бессрочный митинг сторонников Саакашвили в центре столицы. Палаточный городок был разгромлен, а на месте событий правоохранители якобы нашли боевые гранаты.

Через несколько дней активного обсуждения событий вокруг Саакашвили и протестующих появились данные соцопроса, проведенного центром SOCIS. 48% опрошенных респондентов поддержали идею с депортацией Михеила Саакашвили, еще 55,5% участников опроса негативно относились к акциям протестов, которые возглавлял лидер «Руха новых сил» в центре столицы. Вроде бы результаты опроса подтверждают общественный консенсус с действиями власти. Впрочем, не все так просто.

Действительно, несмотря на скандальный нрав и резкие заявления Михеила Саакашвили, возглавляемая им партия «Рух новых сил» осталась без харизматичного лидера, а перспективы политика в Украине выглядят призрачными. Да и сам экс-глава Одесской ОГА, невзирая на свои сентиментальные признания в любви к Украине и ее народу, уже успел заявить о своем желании вернуться во власть Грузии, выиграв президентские выборы в этом году.

Очевидно, именно этими событиями можем констатировать окончание эры экспатов в украинской политике. Какие выводы стоит сделать украинцам? Какие последствия имели назначения иностранцев на высшие правительственные должности и предоставление им украинского гражданства?

Игры с гражданством

Вряд ли политическая деятельность политиков-иностранцев получит существенные отзывы в украинском обществе. Единственным, кто действительно изрядно покрамсал рейтинги провластных сил, был именно Михеил Саакашвили. Его медийность, несмотря на отсутствие на центральных телеканалах, была и остается столь существенной, что не могло не влиять на имидж президента и его команды.

Деятельность бывшего президента Грузии в Украине вряд ли могла бы стать положительным двигателем для изменений в стране. Впрочем, однозначно имела сильное деструктивное влияние на рейтинги всех провластных политиков. Ведь не следует забывать, что работая еще в команде действующего президента на посту главы Одесской ОГА, именно Саакашвили беспощадно критиковал действия тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка и его команды. Тогда медийность и экзальтированность Саакашвили способствовала понижению рейтингов прямого конкурента Петра Порошенко.

Экс-президент Грузии имел хорошую возможность получить больше политических дивидендов еще в 2015 году, если бы смог поступиться собственными амбициями и объединить вокруг себя ряд оппозиционных политических сил. Однако не сделал этого и уже сейчас «Рух новых сил» как обломок атомизированных малых оппозиционных партий, согласно социологическим опросам, вряд ли преодолеет 5% избирательный барьер на следующих выборах. Зато роль Саакашвили могут исполнить другие политические игроки – возможно, не такие харизматичные, но с умением договариваться.

Самой большой ошибкой действующей власти как для собственного имиджа, так и для имиджа всей Украины стали игры с предоставлением и лишением гражданства экспатов. На волне подъема в 2014-2015 годах власть во главе с президентом откровенно заигрывала со всеми лояльными экспатами, направо и налево раздавая украинское гражданство. Однако уже в то время с высокой вероятностью была очевидной ошибочность подобной стратегии поведения. Лишив гражданства вчерашних политических соратников, украинские провластные политики добавили себе проблем с рейтингами и создали еще более позорный имидж для своего государства.

Слабые успехи экспатов

Проблема с неэффективностью экспатов в украинской власти была заложена в самом начале предоставления им гражданства и назначения на высокие должности. Первый существенный недостаток заключался в завышенных ожиданиях самих украинцев касательно вовлеченных в управленческие процессы в нашем государстве иностранцев.

Единственные, кто хоть чем-то положительным запомнился на первом этапе осуществления реформ в правоохранительной сфере, стали политические соратницы Михеила Саакашвили – экс-первая заместитель министра МВД Эка Згуладзе и руководительница Нацполиции Хатия Деканоидзе. Обеим не без помощи западных партнеров и при достаточном финансировании удалось достичь определенных успехов в запуске полицейской реформы. Однако основательные преобразования так и застыли на начальном этапе. И Згуладзе, и Деканоидзе покинули Украину. Обе пошли разными путями. Хатия Деканоидзе вернулась к политическим делам в Грузии и принимает активное участие в развитии партии Михеила Саакашвили «Единое национальное движение». Згуладзе, по свидетельству заместителя министра по вопросам временно оккупированных территорий и временно перемещенных лиц Украины Юрия Гримчака, отказалась от гражданства Украины и также собирается вернуть себе гражданство Грузии.

Вторая проблема экспатов в украинских политических реалиях заключалась в том, что они сами не могли оценить масштабы вызовов, стоящих перед Украиной. К тому же повторить успешный опыт, который удалось воплотить в других странах, дело бесполезное. При изучении закономерностей в бизнесе ученые вывели формулу так называемой «систематической ошибки выжившего». Речь идет о том, что мы часто изучаем только положительный опыт отдельных успешных кейсов, однако оставляем без внимания невероятное количество ложных поступков и неудачного опыта, которые также применялись для решения определенной проблемы. Именно ситуация с экспатами – яркое практическое подтверждение подобной теории.

Кто остался?

В августе 2017 года был уволен глава правления «Укрзализныци» Войцех Бальчун. Несмотря на высокую заработную плату, опытность и возможности для изменений, польском специалисту удалось управлять «Укрзализныцей» чуть больше года. За это время успехи Бальчуна более чем скромные. По словам самого специалиста, за время руководства компанией ему удалось ее стабилизировать, улучшить экономические показатели, подготовить пятилетнюю стратегию, вернуться к привлечению инвестиций, а также запустить новые пассажирские рейсы. Причина отставки – желание вернуться на родину к своей семье.

Сейчас в действующем правительстве экспатов осталось крайне мало. Среди когорты соратников Саакашвили продолжает исполнять свои обязанности только заместитель министра юстиции Гия Гецадзе. Исполняющим обязанности главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины остался бывший министр транспорта и водного хозяйства Польши Славомир Новак. Наиболее упоминаемой в СМИ в последнее время стала деятельность и. о. министра охраны здоровья Ульяна Супрун, которая также получила украинское гражданство лишь в 2015 году. Наконец, не в правительстве, но в НАБУ свою работу по набору, обучению и работе детективов, аналитиков, работников IT-отдела продолжил еще один соратник Саакашвили Гизо Углава.

Среди тех, кто не отказался и не был лишен украинского гражданства и лелеет хотя бы какие-то политические амбиции, можно назвать лишь экс-министра экономики Айварас Абрамавичуса. Он занимается общественной деятельностью, пытается участвовать в профессиональных экономических мероприятиях, дает интервью телеканалам и пишет статьи для онлайн-изданий. К слову, в сентябре прошлого года Апелляционный суд Киева обязал экс-министра опровергнуть заявление о давлении на него со стороны заместителя главы парламентской фракции «Блока Петра Порошенко» Игоря Кононенко.

Большая история с экспатами должна стать хорошим уроком для всех украинцев и будущих властных элит. Во-первых, даже если опыт иностранного специалиста может понадобиться на определенной должности в Украине, это не должно автоматически завершаться предоставлением украинского гражданства. Во-вторых, вера в успешное повторение зарубежного опыта украинских реалиях должна окончательно развеяться, как миф.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО