Президент Петр Порошенко не часто радует журналистов вниманием. Он выбрал путь постсоветских лидеров государств, которые в лучшем случае устраивают большие пресс-конференции раз в год. Последний раз он был хедлайнером такого формата в мае 2017 года. До этого – встречался с журналистами в июне 2016-го. Так же в июне 2015 года Петр Порошенко и его команда давали пресс-конференцию во внутреннем дворе Администрации президента. В первый год избрания глава государства общался с прессой охотнее, впрочем, большая пресс-конференция с первыми итогами работы состоялась только в конце декабря 2014 года – через 7 месяцев после избрания на досрочных выборах.
Именно поэтому сегодняшняя встреча Петра Порошенко с журналистами выглядит по меньшей мере сенсационной: до традиционных «летних» форматов пресс-конференций еще несколько месяцев. К тому же о желании публичного общения со СМИ стало известно лишь за сутки до проведения мероприятия. В чем возможная сенсация?
Действительно, во время написания этого материала было несколько гипотез о том, что именно расскажет Петр Порошенко гражданам. Но это не меняет общего предположения – возможно, президент и его команда решили кардинально изменить медийную повестку Петра Порошенко накануне избирательного сезона 2019 года. И начать решили именно с публичной плоскости – создания имиджа «народного президента», открытого к общению с людьми. И журналисты в этом процессе должны сыграть двойную роль: одни должны «обнажить» все недостатки Петра Порошенко накануне президентской кампании, после чего остальные смогут нейтрализовать их за год до старта избирательной гонки.
В мечтах о втором сроке
Любой, даже самый позорный, поступок политика можно по-разному осветить в СМИ. Можно выбрать несколько стратегий, однако ранее украинские политики чаще всего выбирали две – неуклюжие оправдания или намеренное молчание. Надежда в таком случае была лишь на то, что вскоре негатив потеряется в информационном водовороте других сообщений.
Более сложным является третий путь – вести постоянную публичную деятельность, давая собственную интерпретацию сообщений, которые возникают вокруг определенного политика или института власти. На профессиональном языке специалистов по связям с общественностью такой подход называется «альтернативной точкой зрения» или «вторым мнением». Этот механизм запускает дискуссию, в результате которой любой поступок публичного лица может быть интерпретирован уже совсем по-другому. С политической точки зрения такой ход несет в себе риски неопределенности, ведь прогнозировать движение рейтинга в таком случае крайне трудно. Политик может получить дополнительных сторонников, а может, наоборот, потерпеть еще большее поражение.
Впрочем, кажется, что в ситуации, в которой сейчас оказались президент и его команда, это лучшая коммуникативная стратегия, которой можно воспользоваться. По данным социологических опросов, Петр Порошенко имеет все шансы выйти во второй тур президентских выборов в 2019 году. Однако именно во время повторного голосования он проигрывает почти всем оппозиционным кандидатам. Поэтому действовать нужно уже сейчас – стратегия уменьшения рейтингов оппонентов не работает, когда вместе с ними тает и рейтинг действующего президента. А поскольку у пропрезидентской команды есть все рычаги и возможности повлиять на ситуацию в государстве, стоит попробовать более решительные действия и восстановить расположение хотя бы части электората.
Что дает публичность Петру Порошенко? Прежде всего нейтрализует пагубный эффект любых политических упреков и фейков, а также явно поможет объяснить обществу логику тех или иных действий. Правда, исправить предыдущие коммуникационные ошибки будет не так легко, особенно если речь идет о результатах некоторых журналистских расследований.
Что тянет рейтинг на дно?
Деятельность пропрезидентской команды в последние годы едва ли можно назвать крайне успешной. Претензии есть как к самому президенту, так и к его соратникам.
Прежде всего наиболее неудачной показала себя стратегия работы с общественными организациями, которые критиковали деятельность президента и его окружения. Попытки ввести обязательную отчетность для ОО, инициативы о создании законопроекта по борьбе с фейками, обыски журналистов для обнаружения активисток Femen и много других примеров только разозлили и так критически настроенную к пропрезидентской команде общественность.
Есть и ряд других факторов, которые непосредственно связаны с особой президента и нависли дамокловым мечом над его рейтингами. В частности, это несколько громких скандалов с журналистскими расследованиями. Наиболее сенсационные – об оффшорах и передаче в управление корпорации «Рошен», и из последнего – о тайном отдыхе главы государства вместе с семьей на Мальдивах.
Недовольство вызывают и конкретные дела, которыми в целом занимается пропрезидентская команда и ответственность за которые брал на себя непосредственно Петр Порошенко. Это и результаты судебной реформы, и расследование преступлений во время Революции Достоинства, и отсутствие результатов расследований громких убийств политиков и журналистов. Пока наиболее больно по рейтингам президента бьет ситуация на востоке Украины, ведь Петр Порошенко обещал мирное решение конфликта на Донбассе. Между тем из зоны боевых действий продолжают приходить неутешительные новости – регулярно погибают украинские солдаты, почти ежедневно есть раненые.
Показательна ситуация с чествованием памяти погибших на Майдане 18 февраля этого года. Президент со своей женой почтили память и возложили цветы у мест расстрелов на улице Институтской рано утром в воскресенье, 18 февраля. Позже глава государства принял участие в открытии выставки ко Дню памяти Героев Небесной Сотни в Мыстецьком Арсенале. Интересно то, что он избежал негативных отзывов людей, которые позже во время возложения цветов освистали главу парламента Андрея Парубия и премьер-министра Владимира Гройсмана.
Кроме всего этого, есть еще и ряд программных обещаний Петра Порошенко и его команды, срок исполнения которых истек уже несколько лет назад. Например, законы об импичменте и об оппозиции, обновление состава ЦИК (только в этом году планируется изменить старых членов на новых), изменения в избирательном законодательстве и другие.
Удастся ли изменить тренд?
Уже в ближайшее время парламент должен рассмотреть законопроект о создании антикоррупционного суда. Именно команда президента в Верховной Раде непублично создавала разнообразные преграды, чтобы оттянуть рассмотрение этого вопроса. Очевидно, тренд изменился: теперь все важные для западных партнеров инициативы будут рассматриваться в первую очередь. Например, следующим в списке может стать вопрос о снятии моратория на продажу земли.
Конечно, для поднятия рейтингов и укрепления собственных позиций накануне выборов пропрезидентская команда попытается балансировать между удовлетворением интересов олигархов и определенных уступок для рядовых украинцев. В любом случае, непростых решений не избежать.
О своеобразной смене тренда заговорили и ближайшие соратники президента. Так, в одном из своих интервью генпрокурор Юрий Луценко предположил, что для смены имиджа президенту нужны три составляющие. «Первую я уже назвал – измениться внутренне. Вторая – изменить внешнее окружение. Третья – нужно сцементировать политическую силу, которая скажет прямо украинскому обществу: «Мы знаем, что делаем, у нас есть план, результаты», – отметил Луценко. При этом он намекнул на создание «большой центристской на созидательных государственных позициях политической силы». Следует ли считать, что такое объединение произойдет на базе двух партий – БПП и «Народного фронта», или, возможно, расширится за счет других партнеров?
Интересно, что подобная ситуация со спасением рейтингов президента накануне второго срока уже была в истории независимой Украины. В 2008 году тогда еще глава Секретариата президента Виктор Балога создал новый политический проект «Единый центр», который должен был стать спасительной соломинкой для рейтингов Виктора Ющенко. Замысел состоял в дистанцировании от бренда «Нашей Украины» и создании обновленной «картинки» во главе с тогдашним главой государства. Впрочем, тогда Ющенко пренебрег, по сути, этим единственным шансом рискнуть и спасти свой рейтинг.
В любом случае, у действующего президента остается еще несколько мощных инструментов, способных повлиять на результаты выборов – как в случае с досрочными парламентскими, так и президентскими. Это административная вертикаль в регионах, мажоритарная составляющая избирательной системы и поддержка ряда олигархов.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»