На следующей неделе народные депутаты на последнем пленарном заседании парламента в 2017 году планируют рассмотреть во втором чтении проект закона №7163 относительно обеспечения суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей.
Глава Верховной Рады Андрей Парубий рассказал о том, что в соответствующеий законопроект внесли более 700 поправок. Вероятно, именно обсуждение и принятие этого документа станет топ-новостью в политической жизни Украины накануне новогодних праздников. Учитывая замечания к документу, после доработки это может быть уже совсем другой законопроект, нежели тот, который был принят в первом чтении.
В чем главная ценность законопроекта? Прежде всего он изменит внутреннее позиционирование Украины в конфликте на востоке и должен создать предпосылки, чтобы сдвинуть с места неработающие пункты Минских соглашений. Еще одной задачей документа является создание дипломатических предпосылок для восстановления суверенитета Украины и установления мира.
Хватит ли голосов?
Впрочем, уверенности в принятии законопроекта мало. По крайней мере нас ожидает очень жесткая публичная дискуссия во время его принятия. К тому же придется следить за тем, чтобы в документе не появились неожиданные поправки, которые могут просто не попасть в публичное поле зрения во время обсуждения документа.
Две главные фракции большинства – БПП и «Народный фронт» – якобы пришли к общему знаменателю в голосовании за законопроект о деоккупации. Так, в БПП утверждают, что документ могут проголосовать во втором чтении и в целом уже на следующей неделе в течение трех пленарных дней. Народный депутат от БПП Иван Винник утверждает, что нардепы договорились по большинству поправок к законопроекту. «Я могу со сдержанным оптимизмом предполагать, что мы достаточно быстро пройдем второе чтение, и, возможно, нам не нужно будет 1,5 дня, мы пройдем в течение 3-5 часов этот проект и примем его в целом», – рассказал он о деталях прохождения законопроекта в эфире одного из телеканалов.
Ранее такую же уверенность выразил и глава пропрезидентской фракции в парламенте Артур Герасимов. Готовность нардепов от БПП рассмотреть законопроект о деоккупации подтвердил и первый заместитель главы фракции Игорь Кононенко. В прошлый раз именно он отвечал за мобилизацию голосов в поддержку документа в первом чтении. К слову, чтобы мобилизовать фракцию БПП, накануне голосования в парламент к нардепам наведывался президент.
Но, похоже, голоса найти будет непросто. Ранее жесткий бойкот законопроекта объявили фракции «Самопомичи», «Батькивщины» и нардепы от «Свободы». Не голосовали в первом чтении за документ фракция «Оппозиционного блока» и нардепы из группы «Воля народа».
Поддержать законопроект о деоккупации согласны в «Народном фронте». Потенциально дать голоса могут во фракции Радикальной партии, депутаты которой также ранее голосовали за документ в первом чтении.
Интересно, что представители «Народного фронта» используют тему деоккупации Донбасса как трамплин для собственного будущего репозиционирования. Так, громкое заявление по этому поводу сделал действующий министр внутренних дел Арсен Аваков. Мол, Минские договоренности не работают, поэтому нужно принять новые соглашения для решения ситуации в Донбассе. «Почему минские? Должны быть какие-то другие – венские, парижские, любые другие, в которых очень ясно были бы интерпретированы те основные принципы, которые заложены и обсуждаются всеми политиками сейчас», – отметил Аваков во время экспертного форума. Так, глава МВД предлагает как раз следовать логике нового законодательства о деоккупации, которое подразумевает вывод российских войск с территории Украины, контроль на границе Украины совместно с миротворцами, проведение выборов на деокупованих территориях.
Интерес России и критика ООН
В ситуации решения конфликта на Донбассе давление на украинскую сторону только усилится. США и Россия пока пошли на диалог в этом вопросе, впрочем последние встречи спецпредставителя Госдепа по Украине Курта Волкера и помощника президента РФ Владислава Суркова вряд ли можно назвать продуктивными.
Москва имеет свой интерес и видит миротворческую миссию в Донбассе по своеобразному сценарию. Из 29 предложений от США относительно условий и формата возможной спецмиссии по урегулированию конфликта на Донбассе Россия согласилась лищь на три. В частности, США настаивают на реализации мирного плана по уже существующим Минским договоренностями. Волкер предлагал расширить полномочия и зону присутствия миротворцев на Донбассе. Зато в Кремле настаивают не только на форматах миротворческих миссий, в которых обязательно должны присутствовать российские представители, но и в выполнении политических обязательств Киевом по Минским соглашениями.
Прежде всего, по словам Курта Волкера, Россия предлагает вместо миротворческой миссии предоставить наблюдателям ОБСЕ охранную функцию. «Они фактически предлагают оставить их войска на территории Донбасса и в дальнейшем давать им контролировать часть границы Украины. Это противоречит Минским соглашениям», – отметил спецпредставитель Госдепартамента.
Более того, уже в конце ноября Волкер рассказал, о каких именно политических требованиях говорится в планах Кремля. Речь идет о необходимых шагах для возможности «снова провести местные выборы, предоставить специальный статус восточным территориям и ограниченную амнистию для тех, кто участвовал в конфликте, чтобы выстраивать примирение в стране». В частности, сам спецпредставитель Госдепа имеет большие сомнения относительно способности всех сторон достичь какого-то результата по вопросу миротворческой миссии в ближайшее время.
То, что на украинскую сторону будет оказываться давление, стало ясно после недавних критических замечаний мониторинговой миссии ООН по законопроекту о деоккупации. Так, глава миссии Фиона Фрейзер заметила, что документу «не хватает четкости в вопросах защиты прав и свобод человека». «Хотя в документе и приводится ссылка на законодательство, которое применяется в Крыму, как нормативно-правовая база защиты прав человека в Центральной Украине, для его имплементации необходимо должным образом его адаптировать для содержания требований правовой определенности», – говорится в докладе ООН о ситуации с правами человека в Украине.
Эксперты считают, что таким образом Запад намекает Киеву пойти на уступки в вопросе ограниченной амнистии для тех, кто участвовал в вооруженном конфликте. Мол, без этого дальнейшие переговоры с Москвой по мирному урегулированию ситуации на Донбассе будут заблокированы.
Не радужные прогнозы
Пока что и Украина, и западные партнеры, и Россия находятся только в самом начале долгого пути в переговорах о введении миротворческой миссии на Донбасс. Кремль шантажирует Киев постоянными провокациями на фронте, а также мучительным вопросом обмена пленными. Фактически, сейчас речь идет о том, что Украина действительно должна пойти на существенные политические уступки в вопросе создания соответствующего законодательства, которое бы учитывало позиции Кремля в марионеточных сепаратистских республиках в обмен на наших пленных. Это не равные ставки в геополитическом противостоянии, однако для Украины не менее приоритетной задачей является освобождение не только территорий, но и своих граждан из плена.
Похоже, что эту непростую дилемму предстоит решить в 2018 году. Ни одной политической силе, которые сейчас находятся у власти, не хотелось бы начинать глубинную дискуссию в украинском обществе относительно возможных сценариев деоккупации Донбасса. Ведь такие чувственные темы после многих смертей и усилий украинских солдат на фронте точно будут означать окончательную потерю доверия со стороны граждан. А этого политикам очень не хотелось бы накануне избирательного сезона-2019.
Курт Волкер, давая интервью изданию Politico, очень пессимистично оценил шансы на успех в мирном урегулировании ситуации на Донбассе. Более того, он прогнозирует возобновление активных боевых действий менее чем через год. «Я бы сказал, что шансы на возобновление военных действий – 80 процентов. Есть шанс, что боев не будет, но наиболее вероятный сценарий – это их возобновление», – отметил Волкер.
Этому сценарию способствуют два обстоятельства: после своего переизбрания в марте 2018 года (в чем мало кто из экспертов сомневается) Владимир Путин с новыми силами возьмется за агрессивную часть плана по свержению недружественной к нему украинской власти. Достигаться это будет двумя путями: на политическом внутреннем фронте, и на реальном – в условиях боевых действий. Согласитесь, что может быть хуже для действующего президента и его политической силы, когда в разгаре предвыборной кампании российские наемники начнут активную военную операцию на Востоке? Потери рейтингов будут колоссальными. Вот и президенту, и большинству народных депутатов в Верховной Раде стоит задуматься над тем, как решить конфликт еще до начала предвыборных баталий. Будут ли это компромиссы с Кремлем посредством США как переговорщика, или же власть будет пытаться «заморозить» существующую ситуацию хотя бы до середины 2019 года – вот два главных сценария.
В любом случае, военные эксперты советуют готовиться к худшим сценариям. Косвенным доказательством того, что активная военная фаза может начаться в любой момент, является то, что в бюджете Украины на следующий год расходы на оборону не уменьшили: предусмотрено 165,3 миллиарда гривен (5% ВВП), что по сравнению с 2017 годом больше еще на 28,8 миллиардан.
К тому же на днях президент США Дональд Трапм подписал рекордный оборонный бюджет, согласно которому Украине предоставляется существенная финансовая помощь и вооружения. В пресс-службе посольства Украины в США отмечают, что «закон санкционирует предоставление нашему государству летальных вооружений оборонного характера и существенно расширяет параметры поддержки Украины со стороны Соединенных Штатов в области безопасности и оборонной сферах».
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»