Антикоррупционный бедлам: что означает лобовая атака против НАБУ

Александр Радчукполитолог

Последние сутки стали настоящим вызовом для реформы борьбы с коррупцией. Точнее, сама реформа уже под большим вопросом, ведь народные депутаты от парламентского большинства, не скрывая, объявили настоящую войну Национальному антикоррупционному бюро Украины.

Сначала члены парламентского комитета по вопросам противодействия коррупции поддержали собственное предложение о снятии с должности главы этого комитета народного депутата Егора Соболева. Официальные мотивы – несоответствие занимаемой должности и политические симпатии к опальному и оппозиционному к власти Михеилу Саакашвили. Мол, под председательством Соболева комитет работает неудовлетворительно, а сам он едва ли не участвовал в осуществлении государственного переворота.

В то же время одна из главных причин лишения должности Соболева – очередная игра в наперстки. Во-первых, согласно закону «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», деятельность Бюро контролирует комитет Верховной Рады Украины по вопросам противодействия и предотвращения коррупции.

Во-вторых, после снятия Соболева с должности главы комитета должны быть заслушаны предложения по вопросу отбора аудитора НАБУ от Верховной Рады. Аудитора не могут назначить уже год: именно он в составе комиссии внешнего контроля с еще двумя коллегами (представителями президента и Кабмина) имеет право проводить независимую оценку (аудит) эффективности деятельности НАБУ.

Конечно, в случае выявления нарушений аудиторы могут рекомендовать парламенту принять определенные кадровые решения относительно главы НАБУ. И именно поэтому ведется ожесточенная борьба за то, будет ли аудитор независимым от политических влияний. Интересно, что вопрос назначения аудитора торпедирован и нынешним генпрокурором Юрием Луценко, который обратился к руководству комитета с просьбой назначить аудит НАБУ, потому что вроде бы что-то «накопал» на руководство НАБУ и может передать эту информацию аудиторам.

Операция «Подконтрольное НАБУ»

Впрочем, нардепы от правящих фракций БПП и «Народного фронта» решили сделать ход конем. Чтобы долго не заморачиваться с назначением аудитора, они зарегистрировали законопроект №7362 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения парламентского контроля». Внесли документ руководители двух фракций большинства – Артур Герасимов и Максим Бурбак.

Намерения у БПП и НФ очень серьезные: в законопроекте предлагается внести изменения в законы Украины «О регламенте Верховной Рады Украины», «О прокуратуре», «О Государственном бюро расследований», «О предотвращении коррупции», «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и предусмотреть право Верховной Рады рассматривать вопрос о выражении недоверия руководству вышеупомянутых органов.

«В случаях грубого нарушения законности, крайне неэффективной и некомпетентной деятельности органов, призванных обеспечивать правопорядок в Украине, специализированных антикоррупционных органов, что может привести к несоблюдению прав и свобод человека, представляется целесообразным предусмотреть право Верховной Рады Украины как представительного органа всего украинского народа рассматривать вопрос о выражении недоверия руководству вышеупомянутых органов», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Это первая беспрецедентная лобовая атака на деятельность НАБУ и других антикоррупционных органов. В случае принятия документа парламент получит право решать судьбу главы НАБУ в ручном режиме. Таким образом, независимость антикоррупционного органа теряется, другие предохранители в виде аудиторов лишены смысла, если Рада сможет посредством подконтрольного парламентского комитета по предотвращению коррупции решать судьбу главы НАБУ.

Чтобы хоть как-то прикрыть свою лобовую атаку на НАБУ, народные депутаты от большинства начали оправдывать такую необходимость тем, что состав Верховной Рады как высшего представительного органа избирали граждане на всеукраинских выборах. А значит, парламент может принимать подобные решения по руководству НАБУ напрямую, без всяких аудиторов и системы «сдержек и противовесов».

Оригинальными оказались «фронтовики», лидер которых Арсений Яценюк пообещал, что вместе с вопросом о «приведении в соответствие с Конституцией Украины правового положения всех руководителей правоохранительных органов и установлении парламентского контроля над деятельностью органов» фракция «Народного фронта» обязательно проголосует за закон об антикоррупционном суде и аудиторе НАБУ. Мол, давайте проголосуем все пакетом.

Напряжение спало лишь под утро четверга, когда стало известно, что законопроект №7362 таки не будет в повестке дня среди других документов на пленарном заседании Рады.

Миссия (не)возможна?

Конечно, подобный разворот на 180 градусов с внесенным законопроектом был бы невозможен, если бы не огромное давление ЕС и США. Кроме того, широкой публичной огласке ситуацию предали общественные активисты и все неравнодушные к антикоррупционной реформе.

Так, о необходимости прекращения давления на НАБУ подчеркнули в Евросоюзе. В заявлении, распространенном пресс-секретарем Европейской службы внешних действий Майей Косьянчич, четко говорится, что «раскрытие Генеральной прокуратурой деталей расследования фактов коррупции существенно ослабляет возможности Национального антикоррупционного бюро проводить эффективные расследования». Само заявление касалось предыдущих событий вокруг «войны» между ГПУ и НАБУ, в результате которой были обнародованы данные агентов Бюро под прикрытием.

Стали на защиту НАБУ и в США. Стоит отметить резонансное заявление советника бывшего вице-президента США Джо Байдена Майкла Карпентера, который в своем Тwitter написал, что будет рекомендовать сократить правительственную помощь США Украине в случае, если Верховная Рада проголосует за увольнение главы антикоррупционного комитета и главы НАБУ.

Принципиально стали на сторону НАБУ в Госдепе США, обнародовав резкое заявление. В частности, в нем высказываются сомнения в том, что последними событиями вокруг НАБУ власть в Украине действительно пытается бороться с коррупцией. «Отстаивая выбор народа Украины, Соединенные Штаты призывают все ветви власти Украины сотрудничать, чтобы устранить коррупцию от общественной жизни. Уничтожение коррупции является ключом к достижению стабильности, безопасности и процветания для всех украинцев», – говорится в заявлении.

Отметили высокий уровень профессионализма детективов НАБУ и сотрудники ФБР, которые в рамках меморандума о взаимопонимании между двумя структурами оказывали НАБУ помощь в сфере расследований, подготовки и развития.

Наконец, как говорится, к «особо одаренным» представителям украинской власти с прямолинейным заявлением обратилась директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард. В частности, в ее заявлении говорится, что «антикоррупционные индикаторы являются ключевыми обязательствами правительства Украины по программе сотрудничества с МВФ и являются критическими условиями роста экономики». «Мы настоятельно призываем украинскую власть и парламент защитить независимость НАБУ и САП. Мы также настоятельно призываем власть показать быстрый прогресс по законодательству, которое должно запустить работу независимого антикоррупционного суда в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии Совета Европы», – говорится в заявлении директора-распорядителя МВФ.

Шило в мешке

Пока нардепы отложили план по созданию механизма прямого контроля над увольнением руководителей антикоррупционных органов. Но означает ли это, что они совсем отказались от попыток достичь прямого влияния на НАБУ?

По оценкам экспертов, нападки на НАБУ, скорее всего, продолжатся. Очевидно, деятельность антикоррупционного органа создает трудности для коррупционных действий и для тех политиков и чиновников, которые сейчас находятся у власти. Возможно, НАБУ уже имеет ряд убедительных доказательств и свидетелей, которые могут раскрыть коррупционные схемы на самом высоком государственном уровне. Чем еще можно объяснить такое нескрываемое стремление во что бы то ни стало иметь хоть какое-то влияние на НАБУ?

Следует также понимать, что антикоррупционная реформа является принципиальным «мостиком», который соединяет Украину с ее международными партнерами. В случае их существенных сомнений в повороте Украины с пути борьбы с коррупцией трудно даже представить последствия.

Конечно, речь идет не только о поддержке и финансовой помощи. Есть большой риск того, что сами украинские политики в случае свертывания антикоррупционных реформ потеряют почву под ногами и просто не смогут контролировать ситуацию. В таком случае выход будет только один – создание диктаторского режима с неограниченными полномочиями. Но долго ли продержится такой режим у власти? Способен ли он самостоятельно противостоять Кремлю? Будет ли тратить собственные средства на поддержку армии, без которой все властное влияние может быть быстро растоптано намерениями врага?

Над этими вопросами следует задуматься всем участникам политического процесса в Украине. Прежде всего самим гражданам, которые уже не раз доказывали, что могут повлиять на ход событий в подобных кризисных ситуациях.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО