2017 год во внешней политике Украины войдет в историю как период ухудшения отношений почти со всеми странами-соседями на западном направлении. Казалось бы, мы окончательно выбрали направление интеграции в общество европейских стран, так почему же со временем, наоборот, становится все сложнее находить общий язык?
Причин несколько, и они связаны как со слабостью внешнеполитических позиций Украины, так и очевидными стереотипами и ошибками в отношении нашего государства со стороны соседей. Конечно, речь идет и о национальных интересах, в которых, несмотря на все заверения в развитии добрососедских отношений, никто уступать не собирается.
Поэтому, кроме ведения войны на востоке, Украина должна постепенно выстраивать собственные предохранители экспансионистским намерениям государств-соседей, в какой бы форме они ни проявлялись. В чем же причины ухудшения отношений и где искать возможности для репозиционирования Украины?
Войны ультиматумов
За последние несколько месяцев наиболее раздражающей темой для украинских соседей стало принятие нового закона об образовании. Сработал фактор государственного языка и вроде как наступление на права национальных меньшинств. Кроме России, на законодательно закрепленную инициативу обязательного преподавания на украинском языке в средней школе резко отреагировали в Венгрии и Румынии. Кроме того, предостережения возникли у Польши и Молдовы.
Но на этом список разногласий не заканчивается. Очень непросто удалось сбить накал в отношениях с Польшей накануне проведения саммита Восточного партнерства. Причиной стали существенные разногласия по поводу вопросов исторической памяти и нахождения взаимопонимания со стороны обеих стран.
Польские политики в который раз показали свое отношение к вопросу установления исторической справедливости и возможностей для примирения. Год назад польский Сейм и Верховная Рада Украины приняли совместную Декларацию памяти и солидарности, которая должна была положить конец историческим спорам. Эскалация отношений между Польшей и Украиной на почве исторической памяти состоялась накануне чествования 70-й годовщины операции «Висла», которое проходило в период с 28 апреля по 1 мая этого года в городе Перемышль. Скандальный демонтаж мемориального памятника воинам УПА на кладбище в селе Грушовичи не был осужден на официальном уровне, а сами основания для сноса памятника были признаны польскими властями как вполне законные. Примечательно, что это не единственный случай уничтожения украинских мемориальных знаков на территории Польши. В свою очередь подобные случаи участились и на украинской территории. Ситуация накалялась.
Из-за недружественных заявлений со стороны польских властей летом этого года украинская сторона отказала польской в поиске и эксгумации похороненных на территории Украины поляков. А после голосования в сентябре по уже упомянутому закону об образовании отношения между двумя государствами еще больше обострились. Из уст президента Польши Анджея Дуды прозвучало заявление, повлекшее новый дипломатический скандал на межгосударственном уровне. «Я ожидаю от президента Петра Порошенко, от премьер-министра Владимира Гройсмана, что люди, которые откровенно провозглашают националистические и антипольские взгляды, не будут занимать важные должности в украинской политике», – заявил польский глава государства.
Его позицию поддержал польский министр иностранных дел и член партии «Право и справедливость» Витольд Ващиковский. Он намекнул на инициативу создать «черные списки», по которым в Польшу не пустят украинев, демонстрирующих антипольские взгляды.
Градус конфликтности удалось несколько снизить после проведения консультационного комитета президентов Украины и Польши. Во время встречи удалось договориться по ряду проблемных вопросов. Во-первых, Украина и Польша договорились о сокращении так называемых «черных списков». Во-вторых, стороны договорились о снятии моратория на проведение поисково-эксгумационных работ в Украине и возобновлении таких же работ в Польше. Кроме того, посол Украины в Польше Андрей Дещица отметил, что было достигнуто понимание в вопросах восстановления украинских мест памяти на территории Польши, которые стали объектами актов вандализма еще с 2014 года.
Не остается в стороне и «украинский вопрос» среди политиков в Венгрии. Местные политические деятели настаивают на отмене норм в новом украинском законе об образовании и считают их угрозой для культурной автономии венгерской общины в Украине. Следует учитывать, что несмотря на громкие заявления венгерских политиков в сторону официального Киева, борьба за права венгерского нацменьшинства в Украине продолжается на фоне избирательной кампании в Венгрии. Пока резких недружественных шагов эта соседняя страна не делала: напротив, продолжает поддерживать санкции ЕС в отношении РФ, а также проголосовала за резолюцию ООН о нарушениях прав человека в Крыму. Впрочем, это не повод для Украины пренебрегать отношениями с Венгрией. Стоит готовиться к более серьезным изменениям во внутренней и внешней политике, действуя исключительно в правовом поле и соблюдая добрососедские отношений.
Зоны турбулентности
Кроме войны с Россией, в последнее время набирает обороты и ухудшение отношений с Беларусью. Впрочем, не стоит забывать о ряде других соседних стран, с которыми также следует проводить взвешенную внешнюю политику.
С критикой норм образовательного закона в сентябре выступило и Министерство иностранных дел Румынии. По мнению местной власти, этот документ нарушает права румынского меньшинства. Конечно же, о своей обеспокоенности судьбой румынской и молдавской общин в Украине в связи с тем же законом заявил и президент Молдовы Игорь Додон. Последний известен своими пророссийскими настроениями и в последнее время из его уст звучат крайне противоречивые заявления.
Так, Додон недавно заявил о том, что Молдова является нейтральным государством, а следовательно, должна вообще отказаться от собственной армии. Мол, с кем воевать? Более того, президент Молдовы высказал достаточно волюнтаристский взгляд на вопросы внешней политики. По его мнению, Кишиневу нужно «договориться» с «властью» Тирасполя (столица непризнанной Приднестровской Молдавской Республики) о том, чтобы Приднестровье могло стать частью либо Украины, либо Молдовы. Более того, если ПМР таки станет частью Молдовы, то власть может быть разделена на основе федеративного устройства. Такие заявления крайне неоднозначны, ведь власти ПМР полностью зависимы от Кремля, а заявления Додона об отказе от армии очень напоминают заявления экс-президента Виктора Януковича. Риторика о федерализации всего постсоветского пространства – давняя идеологема кремлевских политтехнологов.
Причины раздора
«Держи друзей близко, а врагов – еще ближе» – выражение, которое приписывают итальянскому мыслителю и политическому деятелю 16-го века Никколо Макиавелли. В конце концов, именно такой стратегией он советовал руководствоваться как во внутриполитических делах, так и внешней политике.
Претензии соседних государств прежде всего имеют очень простое происхождение: Украина с момента получения независимости наконец заявила о своей субъектности в государственной политике. И это здорово задело всех, кто имел собственные планы и видение реализации внутренней украинской политики в контексте интересов других государств. И если больной империализм Кремля в последней стадии не нашел ничего лучше, чем применить оружие, террористические методы давления и откровенный «отжим» на государственном уровне части украинских территорий, то другие соседи в силу многих обстоятельств попытаются надавить на украинскую власть другими методами.
К слову, еще в начале российской агрессии в Крыму в адрес Министерств иностранных дел Польши, Румынии и Венгрии поступило официальное письмо от Госдумы РФ. Инициатором письма был лидер российской партии ЛДПР Владимир Жириновский, устами которого Кремль произносит свои наиболее шизофренические инициативы. Так, в письме говорилось о предложении правительствам этих государств «поделить» Украину на несколько частей по классическому примеру распределения земель между империями в 19-м веке. Например, польской власти предлагалось требовать «референдума относительно приверженности» в пяти западных областях Украины: Волынской, Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской и Ровненской, Румынии – в части Бессарабии и Буковине, а Венгрии– на Закарпатье.
Конечно, западные политики выразили возмущение такими провоцирующими предложениями со стороны парламентариев России. Впрочем, в отношениях между Украиной и ее странами-соседями все чаще речь идет не о территории, а о влиянии на экономическую активность и ментальную составляющую украинцев.
Есть еще две причины, по которым таки происходят всплески ухудшения отношений с государствами-соседями. Во-первых, речь идет об усилении российской пропаганды в этих странах, а иногда и о распространении антиукраинских настроений среди политиков благодаря российскому влиянию.
Во-вторых, и эта причина имеет более глобальный характер, все чаще подвергаются критике сами политические и экономические основы существования модели, по которой функционирует Европейский Союз. Этот кризис оказывает существенное влияние на геополитический вес ЕС как предохранителя для крайних политических взглядов как левого, так и правого толка.
Конечно, единственно правильного рецепта, как наладить отношения с соседями, сохранив собственные интересы, нет. Придется действовать сразу на нескольких фронтах: защищать свои границы от прямой военной агрессии, реформировать отношения внутри общества на всех уровнях и выстраивать грамотную внешнюю политику с государствами, с которыми на данном этапе возможен диалог. Пока что Украина более-менее справляется только с первой задачей.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»