В начале октября Верховная Рада приняла закон о реинтеграции временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей. Нормы документа важны ввиду того, что за более чем 3 года на законодательном уровне признаны вполне очевидные вещи. Россия – агрессор, на территориях Донецкой и Луганской областей действует оккупационная власть, деятельность и нормы которой украинская сторона не признает, предоставляется согласие использовать ВСУ для «сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии».
Вместо АТО на Донбассе теперь происходят «меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях». Главная цель – освобождение оккупированных территорий и установление конституционного строя и территориальной целостности. Кроме того, закон предусматривает создание условий для развертывания миротворческой миссии на Донбассе. Эксперты отмечают, что такой шаг – это первая реальная возможность на законодательном уровне начать деоккупацию временно оккупированных ОРДЛО.
Действительно, процесс возвращения Украиной оккупированных территорий будет еще очень длительным. Однако лучшим способом разобраться, что нас ждет, является попытка смоделировать ситуацию с тем, что освобождение состоится уже в ближайшие месяцы. С какими проблемами столкнется политическая верхушка и рядовые граждане? Удастся ли преодолеть противоречия внутри государства уже после деоккупации ОРДЛО? Что нужно делать уже сейчас, чтобы освобождение этих территорий было успешным?
Нерешенные проблемы
Прежде всего речь идет не только о военном аспекте возвращения территорий. Должны признать, что борьба будет продолжаться на идейном уровне – за разумы людей, которые находились все это время на временно оккупированных территориях.
Спектр вопросов, над решением которых нужно уже сейчас работать на самом высоком государственном уровне, действительно поражает своим многообразием. Это проблемы, связанные с юридическими, коммуникационными, моральными и ценностными аспектами. Многое будет зависеть от условий, благодаря которым Украина сможет восстановить свое присутствие и территориальную целостность. В том или ином виде их таки придется учитывать, и это станет большим вызовом для всех участников политического процесса на подконтрольной части Украины.
Прежде всего проблемы возникнут в юридически-правовом поле. Граждане, которые были вынуждены переселиться из оккупированных городов, будут иметь полное право вернуться в свои дома и вернуть свое имущество, бизнес, активы. Конфликты могут возникнуть не только с восприятием украинской власти, но и сугубо между самими жителями одного города, улицы. Подобную ситуацию в свое время проходили балканские страны, Грузия. Для ее решения государство должно предложить и временное жилье, и четко сработать в юридической плоскости, чтобы предупредить возможность локальных конфликтов на такой важной теме, как частная собственность и пользование ею.
Основной массив проблем будет касаться гуманитарно-языкового аспекта и информационной сферы. Жителям временно оккупированных территорий российские власти и сформированные ею сепаратисты навязывали свою повестку дня через активизацию пропаганды. Отсутствие другой точки зрения и в целом украинской повестки дня на этих территориях существенно повлияет на вопрос реинтеграции ОРДЛО.
Наконец, все эти проблемы в комплексе приведут к острой дискуссии в политическом поле не только на освобожденных территориях, но и на подконтрольной части Украины. Очевидно, жители освобожденных территорий имеют право принять участие в следующих президентских и парламентских выборах. Несмотря на значительное количество населения, а Донбасс даже несмотря на войну, остается одним из густонаселенных регионов, очевидно, результаты выборов будут совсем другими, чем в 2014-м, послереволюционном году.
Кто получит политические дивиденды?
Оккупированные Донбасс и Крым – электоральный источник бывшей Партии регионов. Эта партия была фактически корпорацией, союзом нескольких заинтересованных групп. В ее фракцию в парламенте входили ряд народных депутатов-мажоритарщиков, которые пользовались и до сих пор пользуются авторитетом у дончан и луганчан. Патернализм, запрос на «сильную руку» и «порядок» – наиболее характерная черта для большинства избирателей в восточных областях.
Даже после нескольких лет войны и длительной оккупации большинство из этих политиков в том или ином виде сохранят свое влияние благодаря авторитету, полученному до 2014 года. А значит, все партии, которые будут иметь в своем активе бывших «регионалов», будут иметь существенное преимущество перед другими политсилами. Учитывая ряд особенностей данного региона, надеяться на сугубо идеологическую ориентацию избирателей не приходится: люди будут голосовать за личности.
Изучая электоральную картину предпочтений жителей Донецкой и Луганской областей на подконтрольной территории, можно с большой вероятностью предсказать, какие партии будут иметь поддержку и на пока еще оккупированных территориях ОРДЛО. Это «Оппозиционный блок», партия «За життя», вероятный новый проект Рината Ахметова. Еще несколько партий, которые имеют в своих рядах бывших «регионалов», но сейчас ориентированы на других политических игроков или Банковую, – это «Видродження» и «Наш край».
Данные социологического опроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива в июле этого года на подконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей, свидетельствуют об очень неубедительных позициях большинства политических сил. Особенно неблагоприятными в электоральном плане результаты потенциальных выборов могли бы быть для пропрезидентской партии БПП. Так, согласно полученным результатам социсследования среди респондентов в Луганской области, «Оппозиционный блок» может рассчитывать на 12,8%, Радикальная партия Олега Ляшко – 4,1%, партия «За життя» – 3,8%. В Донецкой области «Оппозиционный блок» может рассчитывать на поддержку 12,2%, «Батькивщина» и «За життя» получили бы по 7%, «Наш край» и Радикальная партия Олега Ляшко – по 4,9%, «Рух новых сил» – 4,3%, «Самопомич» и БПП – около 3,7%.
Достаточно высокими являются и просто протестные настроения жителей Луганской и Донецкой областей на подконтрольной территории: так, в первой 43,5%, а во второй – 18% не выбрали бы ни одну из представленных в Украине партий. Вообще не готовы участвовать в выборах в Луганской области 24% респондентов, в Донецкой – 34%. Это означает, что потенциальная электоральная ниша не занята, и ее могут занять политические проекты, тесно связанные с Кремлем. Какова ситуация на неподконтрольной части ОРДЛО, остается только догадываться, однако есть все основания полагать, что результаты такого опроса были бы еще более впечатляющими для украинской стороны.
Успеть подготовиться
Пропрезидентской команде, особенно в контексте результатов предстоящих парламентских и президентских выборов, которые должны состояться уже в 2019 году, полноценное возвращение к тому времени временно оккупированных территорий ОРДЛО может принести существенное электоральное поражение. Президент рискует дважды: и вовремя собственной предвыборной кампании, и даже в случае повторного выигрыша и второй президентской каденции.
Более того, в случае избрания нового президента весной 2019-го партия БПП, как бы она ни называлась на то время, рискует просто не дожить до осенних парламентских выборов того же года. Ключевая фигура, которая является цементирующим ингредиентом, может потерять свое влияние, а следовательно, и способность в украинских реалиях влиять на политические процессы.
Впрочем, социологи считают, что выполнение обещания Петром Порошенко о возвращении временно оккупированных территорий Донбасса прибавит ему сторонников в Центральной и Западной Украине. А значит, ситуация с возможной потерей влияния выглядит не столь однозначной.
Возвращение временно оккупированных территорий повлияет на расклад сил не только за счет пропрезидентской партии БПП. В электоральном смысле пострадают все праворадикальные партии, которые не только потеряют дополнительный шанс мобилизовать избирателя и пройти в парламент, но и благоприятный фон для своей предвыборной агитации. Ведь большинство из них добывали себе сторонников на патриотических лозунгах обороны собственной территории. Если война превратится в миротворческую операцию, мобилизовать своего избирателя им станет значительно труднее.
Правда, существуют еще несколько способов, как подготовиться к возвращению в активную политическую жизнь граждан, которые сейчас находятся на временно оккупированных территориях ОРДЛО. Речь идет о создании соответствующих «местных партийных проектов» – примером такой работы является инициирование Банковой новых политпроектов вроде «Нашего края». Кроме того, среди политических элит вполне серьезно обсуждается вариант «переходного периода» при возвращении ОРДЛО в украинском политическую повестку дня. Предполагается, что во время этого периода жители освобожденных Донецкой и Луганской областей смогут участвовать в выборах в местные громады, но на их участие в общенациональных выборах могут наложить некий «мораторий» сроком на 2-3 года. Ну и, конечно, украинская власть выдвинет вполне вменяемое требование о невозможности быть избранными на выборах лиц, принимавших участие в сепаратистских движениях и воевавших в военизированных отрядах «ДНР-ЛНР».
Конечно, все эти темы являются слишком чувствительными не только для рядовых украинцев, но и для мирового сообщества. Ведь такое базовое право в демократических странах, как выбирать и быть избранным, является залогом здорового развития общества. И ограничение этих гражданских прав может полностью уверенно расцениваться как тенденция к авторитаризму. Правда, однозначного ответа, как лучше поступить с гражданскими правами жителей временно оккупированных территорий, большинство из которых насквозь пропитаны кремлевской пропагандой, нет.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»