Подлинная лавина представлений на снятие депутатской неприкосновенности вызвала большой резонанс на прошлой неделе. Первыми в Верховную Раду попали три представления на снятие неприкосновенности с Геннадия Бобова (депутатская группа «Видродження»), Евгения Дейдея («Народный фронт»), Андрея Лозового («РПЛ»). ГПУ, САП и НАБУ в ходе совместной проверки поданных нардепами электронных деклараций обнаружили грубые нарушения, которые могут свидетельствовать о сокрытии декларантами средств и уклонении их от уплаты налогов.
Еще два представления на нардепов Борислава Розенблата («БПП») и Максима Полякова («Народный фронт») были представлены позже. Правоохранители провели спецоперацию, в ходе которой были выявлены факты того, что оба нардепа якобы причастны к «янтарным схемам». По версии следствия, народные избранники через посредника якобы получили 200 тысяч долларов взятки за обещание помочь в получении разрешений на добычу янтаря.
Главные ньюсмейкеры - ГПУ и ее глава Юрий Луценко - обещают на достигнутом не останавливаться. Конечно, такая активность Генеральной прокуратуры вызывает восторг среди рядовых граждан: наконец потенциальные коррупционеры и воры получат по заслугам. А в политических кругах не на шутку обеспокоены, ведь отныне одна из главных привилегий депутатского мандата - неприкосновенность - не гарантирует полной защищенности от привлечения к ответственности.
Правда, для снятия неприкосновенности и передачи дел на нардепов в суд нужны время и согласие большинства коллег по парламенту. До приговора суда народный депутат не может быть лишен своего мандата. Но согласятся ли с такой повесткой дня большинство народных избранников? Ведь неизвестно, чья фамилия в следующий раз может оказаться среди кандидатов на вылет из касты неприкасаемых. Тем более что понятия «круговой поруки» никто не отменял.
Опасная привилегия
За два последних года работы Верховная Рада 8 созыва стала рекордсменом в вопросе снятия депутатской неприкосновенности. Особенно чутко парламент отзывался именно на соответствующие представления ГПУ, которую с мая 2016-го возглавил Юрий Луценко. Последний случай снятия неприкосновенности произошел в декабре 2016 года, когда Верховная Рада 228 голосами «за» приняла соответствующее решение по нардепу из фракции «Оппозиционный блок» Вадиму Новинскому. Нардепа подозревают в попытках узурпировать власть в Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).
До этого случая Верховная Рада летом 2016-го предоставила согласие на привлечение к уголовной ответственности, задержание и арест своего коллеги от группы «Воля народа» Александра Онищенко. Впрочем, задержать и привлечь Онищенко к ответственности представители правоохранительных органов так и не смогли.
Еще раньше таким же образом лишились депутатской неприкосновенности нардепы Сергей Мельничук, Игорь Мосийчук (оба от фракции «РПЛ») и Сергей Клюев («Оппозиционный блок»). На привлечение к уголовной ответственности последнего Верховная Рада давала согласие дважды: в июне 2015 года и в январе 2016-го. Несмотря на это, Клюеву удалось сбежать, с марта 2016 года он находится в базе розыска Интерпола. Почти всех перечисленных нардепов обвиняли в коррупционных преступлениях и нанесении масштабного ущерба экономике государства.
Нынешний состав Верховной Рады в вопросе снятия неприкосновенности действительно не имеет себе равных. До того за всю историю украинского парламентаризма Верховная Рада позволяла привлечь к ответственности всего семерых нардепов: Степана Хмару, Ефима Звягильского, Павла Лазаренко, Виктора Жердицкого, Николая Агафонова, Виктора Лозинского, Олега Царева. И только двое из них отбыли наказание в тюрьмах - Павел Лазаренко в США и Виктор Лозинский в Украине.
Шансы на выбывание
Генпрокурор Юрий Луценко обещает еще больше представлений на народных депутатов о снятии неприкосновенности и привлечения к уголовной ответственности. «Конец ли этой чистке рядов в Верховной Раде? Нет, не конец. В ближайшие дни вы услышите еще одно сообщение, а многих депутатов будем считать по осени», - заявил Луценко во время брифинга в минувшую пятницу.
Как стало известно впоследствии, еще одним кандидатом на лишение неприкосновенности является нардеп от группы «Воля народа» Олесь Довгий. Речь об уголовном производстве относительно незаконного выделения участков в Киеве в 2007-2009 годах, когда Довгий был секретарем Киевсовета.
Существенное усиление ГПУ предоставляет САП. Следует отметить и работу НАБУ, которая порой действует дерзко и смело в вопросе поиска и задержания «крупной рыбы». Отложив в сторону политические и процессуальные противоречия между ведомствами, стоит отметить: у правоохранительных органов появились новые инструменты для исследования коррупционных деяний чиновников, судей, нардепов. Один из наиболее мощных - электронные декларации, изучение которых может вынудить волноваться не одного нечистого на руку чиновника.
Так, в феврале сего года еще один кандидат на представление о снятии неприкосновенности - внефракционный нардеп Александр Супруненко – в судебном порядке вынужден был доказать фальсификацию результатов проверки его декларации о доходах Государственной фискальной службой по неуплате 60 млн грн налогов.
Кроме того, неожиданно для фигурантов могут окончиться и расследования громких дел. Так, продолжается расследование дела о стрельбе нардепа Сергея Пашинского («Народный фронт»), который уже пообещал, что не будет препятствовать снятию с себя неприкосновенности, если в этом будет необходимость.
Новая сила закона или политические разборки?
Снятие неприкосновенности не означает автоматического лишения депутатского мандата. Основанием для этого является соответствующее решение суда в случае доказательства вины нардепа.
Но главным ноу-хау Верховной Рады 8 созыва является то, что мандата народных депутатов пока лишали не из-за доказательства их вины в суде, а посредством других юридических обстоятельств. В мае этого года парламент лишил статуса экс-нардепа от «РПЛ» Андрея Артеменко, которого ГПУ обвинила в государственной измене. Важная деталь заключается в том, что следствие доказало канадское гражданство Артеменко, что стало основанием для лишения его паспорта гражданина Украины. А значит, и депутатского мандата.
Еще один прецедент произошел в марте 2016-го, когда народных депутатов Николая Томенко и Егора Фирсова, которые вышли из фракции БПП, впоследствии лишили мандатов. На партийном съезде БПП было принято соответствующее решение, которое ссылалось на ст. 81 Конституции, предусматривающую одной из причин досрочного прекращения полномочий народного депутата «невхождение народного депутата Украины, избранного от политической партии (избирательного блока политических партий), в состав депутатской фракции этой политической партии (избирательного блока политических партий) или выход народного депутата Украины из состава такой фракции». Тогда ЦИК признал данное решение правомерным.
В то же время, некоторые нардепы, имея за собой коррупционный шлейф, до сих пор остаются полноправными членами парламента. И ГПУ пока не имеет к ним претензий. Показателен случай с главой фракции «Оппозиционного блока» Юрием Бойко, дело против которого находится на рассмотрении в департаменте специальных расследований ГПУ, но официальное подозрение так и не составлено.
Заброшенное обещание
Снятие неприкосновенности - особая тема для украинских политиков. Еще в 2000 году, во время проведения всеукраинского референдума, большинство украинцев высказались за ограничение депутатской неприкосновенности.
Поэтому политики не устают спекулировать на этой теме, но ни разу не доводили дело до конца. Об ограничении или ограничении депутатской неприкосновенности говорилось в семи законопроектах, начиная с 2002 года. Но ни один из них не был проголосован парламентом, ведь речь идет об изменениях в Конституцию Украины.
Все, чего удалось достичь нынешнему составу ВР, это еще зимой 2016-го направить законопроект № 1776 «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины и судей)» на рассмотрение в Конституционный суд. Успеют ли судьи КС вынести вердикт по данному вопросв до конца каденции Верховной Рады 8 созыва – остается интригой. Впрочем, голосов для принятия изменений в Конституцию даже при положительном заключении судей может не хватить.
Выходом из юридического тупика может быть упрощение самой процедуры лишения неприкосновенности народного депутата. Об этом говорится в двух законопроектах - № 5213 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно представлений о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата Украины» и № 5487 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины)». Эти законопроекты призваны ускорить саму процедуру снятия депутатской неприкосновенности, а также ввести законное ограничение права народного депутата на выезд из Украины на время, когда по нему внесено в Верховную Раду представление о снятии неприкосновенности.
Первый документ был зарегистрирован еще осенью прошлого года и до сих пор находится на рассмотрении в комитетах. Второй - внесен в декабре прошлого года и в феврале был включен в повестку дня парламента. Похоже, сериал со снятием депутатской неприкосновенности может стать этакой красивой сказкой, которая не имеет логического завершения.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»